Наталья Савинова, представительница третьего поколения художественной династии Савиновых, изменила ход творческой истории своей семьи – первой в череде живописцев выбрала для себя путь художника-керамиста. Ее работы, тем не менее, необычайно близки живописи – лишь основа поменялась с полотна на вазу. Не зря именно в пору творчества Натальи появилось понятие «изобразительная керамика». Но обо всем по порядку.
Наталья Савинова родилась в 1945 году, в семье художников Глеба Савинова и Ольги Богаевской. Детство Натальи прошло в послевоенном Ленинграде, в среде художников и иллюстраторов – друзей и коллег ее родителей.
В 1969 году она окончила ЛВХПУ им. В. Мухиной, известное нам сегодня как Академия имени А.Л. Штиглица. Так начался ее творческий путь. Затем – вступление в Союз Художников, участие в выставках в СССР и за рубежом, и наконец, работа в команде «Одной композиции» («ОК») – важнейшего явления для декоративного искусства страны того времени.
История ленинградской керамики и место в ней Натальи Савиновой заслуживают особого внимания. В этой теме существует множество стереотипов. Поговорим о некоторых из них:
Стереотип номер один: «высокое искусство» нужно рассматривать отдельно от декоративно-прикладного (к которому и относится керамика).
Творческое становление Натальи Савиновой выпало на интересный исторический период – «оттепель». Изобразительная керамика, которой занималась художница, начала формироваться в 50-60-е годы, причем «керамический бум» коснулся не только Ленинграда – это была повсеместная тенденция.
В это время страна стала избавляться от талантливых и творчески настроенных архитекторов – они проектировали и строили нерационально, а Союзу не нужны были «украшательства», на первом месте оставалась практичность. Тогда невостребованные специалисты пошли в преподаватели… и вот он глоток свежего воздуха!
Новые художники отбросили отработанные схемы старой школы. Декоративно-прикладное искусство вышло за рамки бытовой утвари. Живопись и скульптура обрели новую форму, появилась т.н. изобразительная керамика. Эта неутилитарная керамика была представлена на выставке объединения «Одна композиция» в 1977 году. Стоит только взглянуть на работы становится понятно, почему эту закрытую выставку всё-таки разрешили. Там было настоящее искусство, заслуживающее внимания художественных кругов и широкой публики. Керамика нуждалась в этом внимании, всплеске интереса, который позволил ей выйти на новый уровень. В художественных кругах заговорили о другом искусстве. Выставка «Одной композиции» запустила процесс – вслед за ней были проведены выставки «Ленинградская керамика», «Ленинградская керамика сегодня» (в Риге) и другие, проводились встречи художников и искусствоведов, печатались публикации и т.д.
Наталья Савинова была ярким представителем коллектива «Одной композиции», долгие годы остававшегося почти неизменным. Она приняла участие во всех десяти выставках объединения.
«Керамика Н. Савиновой обычно тяготеет к небольшим объемам, ее любимая форма – сосуд, выкрученный на гончарном круге или вылепленный руками. Эти вещи могут быть цельными или разомкнутыми, как скорлупа-оболочка, чтобы показать развивающееся внутри действие, а ее многочисленные композиции с часами отсчитывали минуты запечатленного в керамике счастья, рождали новые смыслы и аллюзии», – рассказывает искусствовед Галина Габриэль.
Творческая деятельность Натальи была семейной во всех смыслах, не только ее родители были художниками. Муж Александр Задорин также занимался керамикой и был членом команды «ОК».
Стереотип номер 2. Нонконформизм – это агрессивное искусство, выступающее против режима, вряд ли керамика может иметь к этому отношение.
Что первое приходит вам в голову при слове «нонконформизм», когда речь идет об искусстве? «Бульдозерная выставка», возможно, имена Эрнста Неизвестного и Оскара Рабина. В общем, все, что связано с яркой гражданской позицией отрицания официального советского искусства. Но многие ли знают о неофициальном искусстве советских керамистов?Если рассматривать позднесоветское искусство еще более узко, например, в рамках Ленинграда, многие упомянут неоакадемизм Тимура Новикова и «Популярную механику» Сергея Курехина, но и в этом случае молодые ленинградские керамисты успели отличиться еще раньше, в конце 70-х. Да, выставки неутилитарной керамики, придуманные в 70-х годах, тоже были частью андеграунда.
«В форме закрытых выставок в стенах здания ЛОСХ образовалась небольшая отдушина для некоторых неопасных уголков собственного подполья», – рассказывает один из участников «ОК» Михаил Копылков. Особенно ярко описывает выставки Маргарита Изотова, соавтор Копылкова, во введении к книге «Одна композиция»: «Не живописи, не мрамору и не бронзе выпала роль так нежно осмеять и возвысить, очеловечив, наше «скудное», как нам казалось, бытие — ограниченное, но пышущее жизнью. Ленинград — «строгий и стройный» — прорвался странным керамизмом».
Стереотип номер 3. Тема семьи и житейские мотивы – очень типичные и тривиальные темы женского искусства.
Здесь можно сразу не согласиться. Да, действительно в сюжетах, мотивах и подаче работ Натальи Савиновой чувствуется женская рука, но как это отличается от привычного нам портрета на холсте!
Родители Натальи в своем творчестве много внимания уделяли семье, детям... Их портреты были пропитаны разными, но очень нежными чувствами и эмоциями. Наталья пошла дальше – она достигла этого результата при помощи холодной керамики. Она добилась внешнего объема, не лишив свои работы объема эмоционального. Искусствовед Людмила Крамаренко считала, что Савинова – «единственный лирик среди рациональных, холодновато-ироничных ленинградских керамистов». Несмотря на явную семейную и домашнюю направленность творчества Натальи, нельзя не обратить внимания на ее живой интерес к теме театра. В ее работах есть и подиум, и задник, и кулисы, и возможность заглянуть во внутреннее пространство. Театральный флер, наблюдаемый во множестве ее работ, создает какую-то особую атмосферу – у Натальи получаются настоящие спектакли по, казалось бы, обыденным камерным сюжетам. Наталья Савинова волшебно передает собственные эмоции и переживания. «Хочется замкнуться в небольшом пространстве сцены, которая увидена и прочувствована давно, еще в детстве», – говорила она.
У нас же с вами есть возможность оказаться в этом пространстве вместе с работами Натальи Савиновой на выставке «Перекличка эпох» в Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.
Источники:
Габриэль Г.Н. «Керамический мир» ленинградских художников второй половины XX в. // Вестник СПбГУКИ № 4 (33), 2017. С. 139-143.
Гусарова Ю.В. Тема театра в ленинградско-петербургской керамике // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. №3 (44), 2016. С. 179-184.
Копылков М., Изотова М. Одна композиция // СПб.: Издательство «Новая Нива», 2011. 320 с.
Копылков М. Под часами // Мир музея. №8 (348), 2016. С. 20-24.
Краснова Е.А. Ломанова Т.М. Портрет в российской керамике XX-XXI веков // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока, декабрь 2019. С. 141-145.