Найти в Дзене
МИСП блог

Династия Савиновых: Наталья Савинова, ленинградская керамика и стереотипы

Оглавление

Наталья Савинова, представительница третьего поколения художественной династии Савиновых, изменила ход творческой истории своей семьи – первой в череде живописцев выбрала для себя путь художника-керамиста. Ее работы, тем не менее, необычайно близки живописи – лишь основа поменялась с полотна на вазу. Не зря именно в пору творчества Натальи появилось понятие «изобразительная керамика». Но обо всем по порядку.

Наталья Савинова родилась в 1945 году, в семье художников Глеба Савинова и Ольги Богаевской. Детство Натальи прошло в послевоенном Ленинграде, в среде художников и иллюстраторов – друзей и коллег ее родителей.

О.Б. Богаевская "Портрет Натальи Савиновой" 1967 г.
О.Б. Богаевская "Портрет Натальи Савиновой" 1967 г.

В 1969 году она окончила ЛВХПУ им. В. Мухиной, известное нам сегодня как Академия имени А.Л. Штиглица. Так начался ее творческий путь. Затем – вступление в Союз Художников, участие в выставках в СССР и за рубежом, и наконец, работа в команде «Одной композиции» («ОК») – важнейшего явления для декоративного искусства страны того времени.
История ленинградской керамики и место в ней Натальи Савиновой заслуживают особого внимания. В этой теме существует множество стереотипов. Поговорим о некоторых из них:

Стереотип номер один: «высокое искусство» нужно рассматривать отдельно от декоративно-прикладного (к которому и относится керамика).
Творческое становление Натальи Савиновой выпало на интересный исторический период – «оттепель». Изобразительная керамика, которой занималась художница, начала формироваться в 50-60-е годы, причем «керамический бум» коснулся не только Ленинграда – это была повсеместная тенденция.

В это время страна стала избавляться от талантливых и творчески настроенных архитекторов – они проектировали и строили нерационально, а Союзу не нужны были «украшательства», на первом месте оставалась практичность. Тогда невостребованные специалисты пошли в преподаватели… и вот он глоток свежего воздуха!

Новые художники отбросили отработанные схемы старой школы. Декоративно-прикладное искусство вышло за рамки бытовой утвари. Живопись и скульптура обрели новую форму, появилась т.н. изобразительная керамика. Эта неутилитарная керамика была представлена на выставке объединения «Одна композиция» в 1977 году. Стоит только взглянуть на работы становится понятно, почему эту закрытую выставку всё-таки разрешили. Там было настоящее искусство, заслуживающее внимания художественных кругов и широкой публики. Керамика нуждалась в этом внимании, всплеске интереса, который позволил ей выйти на новый уровень. В художественных кругах заговорили о другом искусстве. Выставка «Одной композиции» запустила процесс – вслед за ней были проведены выставки «Ленинградская керамика», «Ленинградская керамика сегодня» (в Риге) и другие, проводились встречи художников и искусствоведов, печатались публикации и т.д.

Наталья Савинова "Качели" 1975 г.
Наталья Савинова "Качели" 1975 г.

Наталья Савинова была ярким представителем коллектива «Одной композиции», долгие годы остававшегося почти неизменным. Она приняла участие во всех десяти выставках объединения.

«Керамика Н. Савиновой обычно тяготеет к небольшим объемам, ее любимая форма – сосуд, выкрученный на гончарном круге или вылепленный руками. Эти вещи могут быть цельными или разомкнутыми, как скорлупа-оболочка, чтобы показать развивающееся внутри действие, а ее многочисленные композиции с часами отсчитывали минуты запечатленного в керамике счастья, рождали новые смыслы и аллюзии», – рассказывает искусствовед Галина Габриэль.

Наталья Савинова, "Гадание", 2000
Наталья Савинова, "Гадание", 2000

Творческая деятельность Натальи была семейной во всех смыслах, не только ее родители были художниками. Муж Александр Задорин также занимался керамикой и был членом команды «ОК».

Стереотип номер 2. Нонконформизм – это агрессивное искусство, выступающее против режима, вряд ли керамика может иметь к этому отношение.
Что первое приходит вам в голову при слове «нонконформизм», когда речь идет об искусстве? «Бульдозерная выставка», возможно, имена Эрнста Неизвестного и Оскара Рабина. В общем, все, что связано с яркой гражданской позицией отрицания официального советского искусства. Но многие ли знают о неофициальном искусстве советских керамистов?Если рассматривать позднесоветское искусство еще более узко, например, в рамках Ленинграда, многие упомянут неоакадемизм Тимура Новикова и «Популярную механику» Сергея Курехина, но и в этом случае молодые ленинградские керамисты успели отличиться еще раньше, в конце 70-х. Да, выставки неутилитарной керамики, придуманные в 70-х годах, тоже были частью андеграунда.

Наталья Савинова "Отдых" 2010
Наталья Савинова "Отдых" 2010

«В форме закрытых выставок в стенах здания ЛОСХ образовалась небольшая отдушина для некоторых неопасных уголков собственного подполья», – рассказывает один из участников «ОК» Михаил Копылков. Особенно ярко описывает выставки Маргарита Изотова, соавтор Копылкова, во введении к книге «Одна композиция»: «Не живописи, не мрамору и не бронзе выпала роль так нежно осмеять и возвысить, очеловечив, наше «скудное», как нам казалось, бытие — ограниченное, но пышущее жизнью. Ленинград — «строгий и стройный» — прорвался странным керамизмом».

Стереотип номер 3. Тема семьи и житейские мотивы – очень типичные и тривиальные темы женского искусства.
Здесь можно сразу не согласиться. Да, действительно в сюжетах, мотивах и подаче работ Натальи Савиновой чувствуется женская рука, но как это отличается от привычного нам портрета на холсте!
Родители Натальи в своем творчестве много внимания уделяли семье, детям... Их портреты были пропитаны разными, но очень нежными чувствами и эмоциями. Наталья пошла дальше – она достигла этого результата при помощи холодной керамики. Она добилась внешнего объема, не лишив свои работы объема эмоционального. Искусствовед Людмила Крамаренко считала, что Савинова – «единственный лирик среди рациональных, холодновато-ироничных ленинградских керамистов». Несмотря на явную семейную и домашнюю направленность творчества Натальи, нельзя не обратить внимания на ее живой интерес к теме театра. В ее работах есть и подиум, и задник, и кулисы, и возможность заглянуть во внутреннее пространство. Театральный флер, наблюдаемый во множестве ее работ, создает какую-то особую атмосферу – у Натальи получаются настоящие спектакли по, казалось бы, обыденным камерным сюжетам. Наталья Савинова волшебно передает собственные эмоции и переживания. «Хочется замкнуться в небольшом пространстве сцены, которая увидена и прочувствована давно, еще в детстве», – говорила она.

У нас же с вами есть возможность оказаться в этом пространстве вместе с работами Натальи Савиновой на выставке «Перекличка эпох» в Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.

Источники:

Габриэль Г.Н. «Керамический мир» ленинградских художников второй половины XX в. // Вестник СПбГУКИ № 4 (33), 2017. С. 139-143.

Гусарова Ю.В. Тема театра в ленинградско-петербургской керамике // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. №3 (44), 2016. С. 179-184.

Копылков М., Изотова М. Одна композиция // СПб.: Издательство «Новая Нива», 2011. 320 с.

Копылков М. Под часами // Мир музея. №8 (348), 2016. С. 20-24.

Краснова Е.А. Ломанова Т.М. Портрет в российской керамике XX-XXI веков // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока, декабрь 2019. С. 141-145.

Автор статьи Елена Харабаджиу