В последнее время всё чаще при задержке речевого развития у детей от логопедов и врачей слышно о таком расстройстве, как диспраксия.
Важно: диспраксия нередко сочетается с другими нарушениями (СДВГ, алалия, дизартрия, аутизм, ММД и прочее). Так как в этом "салате" легко запутаться, здесь и далее указываются симптомы и отличия диспраксии без сочетания с другими расстройствами.
В МКБ-10 диспраксия находится под кодом F82, соседствуя с алалией и аутизмом в общей группе "Нарушения психологического развития". Однако диспраксия прежде всего связана с моторикой, поэтому другое её название - "Синдром неуклюжего ребёнка".
Предвижу, что некоторые читатели могут задаться вопросом: "Ну и причём тут какая-то неуклюжесть к нарушениям развития?" Но дело в том, что диспраксия это не просто неловкость, это нарушение всей моторики: мелкой, крупной, артикуляционной и т.д. Все движения ребёнка плохо управляются им самим. Среди симптомов:
- В раннем возрасте нередко задержка моторного развития - позже переворачивается, садится, встаёт, ходит. Нередко пропускает стадию ползания;
- Несвойственная возрасту неуклюжесть, которую нельзя объяснить с медицинской точки зрения: спотыкается, падает на ровном месте, долго не может нормально ловить, пинать и бросать мяч;
- Долго учится навыкам самообслуживания, несмотря на все усилия родителей - не попадает ложкой в рот и тоже самое с кружкой, ест неаккуратно, предпочитает использовать руки вместо столовых приборов. Также тяжело учится одеваться/раздеваться/обуваться;
- Задержка развития речи (требуется консультация логопеда, так как для детей до 3 лет это может быть нормой) - первый слог говорит, а дальше ступор, есть нарушения слоговой структуры (перестановка слогов в слове, пропуски слогов: вместо "молоко" - "моко" или "комоло"), пропускает согласные, заменяет сложные согласные простыми (не "сушка", а "фуфка"), бывают "застревания" - когда ребёнок несколько раз повторяет последнее сказанное слово или слог, пытаясь переключить артикуляцию на дальнейшее высказывание, при этом видно, что это не просто эхолалия - он думает как дальше сказать;
- Плохо с мелкомоторными действиями - трудно удерживать карандаш в руках, а значит рисовать, писать, раскрашивать. Нелегко даются вещи типа пальчиковой гимнастики, лепки из пластилина, вырезания ножницами, не любит конструкторы. В работе с рисунками, прописями ребёнок может некоторое время продолжать неправильные движения по инерции, даже видя ошибку;
- Позже, чем другие дети, осваивает сложные моторные движения: прыжки, езду на самокате и велосипеде;
- Может во время чтения терять строки, поворачивать голову по ходу текста вместо того, чтобы просто следить за предложениями глазами.
Согласитесь, картина на самом деле довольно похожая на симптомы, которые вообще часто встречаются у детей с особенностями развития. Все симптомы исходят от разных форм диспраксии, которых тоже немало. Например, кинетическая диспраксия - это и есть та самая неловкость в трудности освоения простых движений по самообслуживанию. Но в плане особенностей развития родителей чаще больше беспокоит артикуляционная диспраксия.
Она напоминает сложные речевые нарушения, однако при этом её тяжесть недостаточна для постановки, скажем, алалии или дизартрии. В сравнение с ними у артикуляционной диспраксии есть свои отличительные особенности:
Отличия от дизартрии:
- При чистой диспраксии у ребёнка нет парезов (вялости) и параличей мышц рта. Язык подвижный, не напряженный и не висит тряпкой, его не клонит в сторону. Ребёнок может много какие движения выполнять, но они в основном носят непроизвольный характер;
- Ребёнок при диспраксии ищет правильную артикуляционную позу;
- В отличие от дизартрии, у ребенка нет стабильного качества произношения одного и того же звука (может то мягко, то твердо говорить согласные, оглушать их или делать звонкими);
- При артикуляционной диспраксии качество слов зависит от ситуации (спокойная или напряженная обстановка) и степени знакомства ребёнка со словом.
В отличии от алалии при диспраксии ребёнок имеет:
- Большой словарный запас, которым он пользуется в речи. При алалии дети могут знать много слов, но говорят мало и бедно;
- Правильную грамматику, в то время как при алалии грамматика это сплошная головная боль;
- Возможность заниматься словесным творчеством - выдумывать пословицы, рифмы, песни стихотворения. Алалики избегают и просто "поговорить", так как в целом плохо чувствуют нормы речи;
- Развернутые высказывания - сам довольно хорошо строит предложения и может пересказать увиденное/услышанное/прочитанное.
Почему вообще возникает диспраксия?
Юлия Садовская, отечественный д.м.н. и врач-невролог, выделила 2 группы диспраксиков по происхождению нарушения, рассмотрев их в своей работе "Проблема постановки диагноза "Диспраксия развития".
Первичная форма диспраксии связана с незрелостью или недостаточной сформированностью пирамидного пути - системы нервных волокон, тянущейся от больших полушарий к черепным нервам и спинному мозгу, передавая им сигналы активировать или притормозить то или иное движение.
Пока эти нервные пути сохраняют незрелость или неправильно работают, ребёнок будет проявлять несвойственную своему возрасту неуклюжесть и неаккуратность при выполнении целенаправленных движений: плохо рисовать и раскрашивать, спотыкаться на ровном месте, хуже выполнять сложные моторные движения в сравнении со сверстниками.
А вот вторичная форма вызывается нарушениями сенсорной обработки. Казалось бы, а как связаны сенсорные ощущения и движения? Однако чтобы спланировать и осуществить движения, мозгу нужна информация от сенсорных систем. Например, мозг малыша, прежде чем дать ему подобраться к кубику, оценивает расстояние до вожделенного предмета и примерно прикидывает, что нужно сделать (например, поползти, встать на ноги и достать кубик с полки). Причем в ходе всех этих действий мозг при помощи сенсоров осуществляет контроль за телом - удерживает равновесие, чтобы малыш не упал и координирует движения при помощи зрения.
При нарушениях сенсорной обработки ребёнок имеет трудности с оценкой обстановки и выбором методов действий, что не даёт ему точно и правильно их осуществлять. А ещё это затрудняет обучение, так как именно сенсорные анализаторы в конечном итоге помогают нам оценить результат действия, получая опыт.
Вторичная форма диспраксии встречается чаще, хуже поддаётся исправлению, имея в сопутствующих проявлениях всё тот же сенсорный дефицит, трудности с коммуникацией и эмоционально-волевой сферой. К слову, при первичной форме такие нарушения встречаются значительно реже, хотя дети с ней и имеют характерные нарушения речи и движений.
Обратите внимание: ещё существует похожее на диспраксию нарушение - апраксия. По МКБ это два отдельных расстройства!
Разница между апраксией и диспраксией примерно такая же, как между алалией и афазией. Апраксия развивается у человека после каких-либо травм, заболеваний, нарушающих мозговую деятельность и т.д., нарушая УЖЕ сформированную моторику. Диспраксия, напротив, является нарушением ещё несформированной моторики.
И что же со всем этим делать?
Прежде всего, не надеяться на "перерастет" и работать с нарушениями как только вы заметили, что что-то не так.
Диспраксия не перерастается и не проходит сама по себе. Как и аутизм и тяжёлые нарушения речи, тут нельзя полностью убрать нарушение. Однако это не означает упадническое "Всё пропало!". Путем тренировок можно значительно улучшить функционирование, доведя его до очень приличного уровня.
Коррекция ведётся исходя из проявлений. Если мы видим проблемы с целенаправленными движениями, то ребенка надо им учить - кататься на велосипеде, самокате, отдать на плавание, ОФП, ритмопластику.
При нарушениях речи поможет логопед и работа с пространственным мышлением и так далее.
Слабые стороны ребенка, особенно не соответствующие уровню его возраста и интеллектуального развития, не должны встречать отмашку родителя по типу "И так сойдёт!". Чем дольше проблема не прорабатывается и не решается, тем больше вероятность того, что потом это будет исправить значительно тяжелее.
Спасибо что читаете меня!
Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов :)
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
"С логопедом/дефектологом работает, а дома ни в какую!" - как преодолеть негативизм ребёнка к домашним занятиям?
Проблемы с математикой, чтением и пониманием речи у ребёнка? Поработайте с его пространственным мышлением
Как учить ребёнка рисовать и раскрашивать? (для родителей алаликов и аутистов)