Всем здравствуйте! сегодня небольшая статья об одной узкоколейке на которой я побывал дважды. Итак
В 120 километрах от Санкт - Петербурга расположена железнодорожная станция Рогавка и посёлок городского типа Тёсово - Нетыльский Новгородской области. Здесь размещалось одно из крупнейших торфопредприятий СССР, принадлежавшее объединению "Ленторф", ныне именуемое как ОАО "Тёсово-1". (Листаем фото)
По мере увеличения количества добываемого торфа и открытия новых торфопредприятий в 1951 году было основано Тёсовское Транспортное Управление (ТТУ), которое занималось перегрузкой и транспортировкой торфа по узкоколейной железной дороге. Это предприятие долгое время гремело как одно из самых передовых в отрасли.
В 30 - х годах ХХ века на севере Новгородской области в Приильменской низменности в болотистой местности, носившей имя Тёсова, началась добыча торфа. Там появились новые поселения торфоразработчиков, которые потом были объединены в один посёлок - Тёсово - Нетыльский. .для вывозки торфа была построена УЖД с паровой и мотовозной тягой. Вокруг озера Тигода были построены рабочие посёлки, добытый торф планировалось доставлять на ГРЭС-8 в Невдубстрое и ТЭЦ-5 в Ленинграде, но тут началась война... Во время войны здесь проходила линия обороны, и большая часть торфоразработок была оккупирована немцами. После окончания войны УЖД в кратчайшие сроки была восстановлена, торф перегружали в вагоны широкой колеи и по существующей с 1926 ж.д.ветке Новолисино - Новгород отправляли потребителям.
В середине 50 - х годов началось строительство рабочих посёлков Тёсово - 2 и Тёсово - 4, в которых были построены также типовые депо. На станции Тёсово - 1 (она же Тёсово - Нетыльский) была построена эстакада для перегрузки торфа, локомотивно - вагонное депо. На дороге внедрялась светофорная сигнализация, связь на локомотивах. По узкоколейке было организовано пассажирское движение в посёлок Тёсово - 2, основу локомотивного парка составляли паровозы.
К 1970 году была проведена полная реконструкция УЖД - в путь укладывали железобетонные шпалы, на стрелках устанавливали электроприводы. На дороге внедрялись новые путевые и торфодобывающие машины, в местном конструкторском бюро разрабатывался новый подвижной состав, на узкоколейке появились тепловозы ТУ4 и ТУ7. Вывозка торфа достигла огромных размеров, торфопредприятия работали круглые сутки, с полей вывозилось больше десятка составов с торфом по 30 и более вагонов каждый,со станции Рогавка уходило около 12 составов широкой колеи. На всей системе ТТУ в общей сложности было более 30 тепловозов и мотовозов. Это был расцвет УЖД.
После перестройки ТТУ, как и многие предприятия в стране было ликвидировано, а всё имущество передано нескольким новым торфопредприятиям. 1994 год стал переломным для жизни узкоколейки - главные потребители отказались от торфа, его добыча упала практически до нуля, его вывозили лишь для нужд поселковых котельных. Подвижной состав начали продавать или резать, почти 200-километровую систему УЖД тоже сдали в металлолом. Был разобран путь на Тёсово - 4, в 1995 году прекратилось движение на Тёсово - 2, а в 2002 году и сам путь туда разобрали. Спустя несколько лет обособленной работы, торфопредприятия Тёсово - 2 и Тёсово - 4 были ликвидированы.
Ныне действует только торфопредприятие "Тёсово - 1", в наше время снова стал возникать интерес к торфу - и это шанс на сохранение и развитие узкоколейки.
По состоянию на 2020 год сохранилось около 20 километров путей, вывозка торфа проиводится регулярно. Из сохранившейся техники: ТУ6А, две самоходные электростанции ЭСУ2А, путеукладочный поезд, торфовозные вагоны.
Идея создания музея на Тёсовской УЖД возникла более десяти лет назад, в то время, когда инициативная группа из Санкт-Петербурга регулярно совершала поездки на Тёсовскую УЖД с целью её изучения, ведь до 1994 года протяженность этой УЖД составляла около 200 км, она являлась передовым предприятием торфа Советского Союза и была оборудована по последнему слову техники. За десять лет группа крепко обосновались на Тёсовской УЖД, были приобретены образцы мотодрезин, выкуплена и восстановлена автодрезина ПД-1, построен подъездной путь протяженностью 200 метров для отстоя и ремонта будущих экспонатов музея. К 2014 году было приобретено два тепловоза серии ТУ-4, один из которых восстановлен до рабочего состояния. Парк подвижного состава УЖД торфопредприятия «Тёсово-1» составляет 4 локомотива, 2 пассажирских вагона, большое количество грузовых вагонов различного назначения, а также действующий путеукладочный поезд. С 2014 года силами работников музея проводятся экскурсионные поездки с использованием вышеуказанных образцов техники с целью привлечения внимания к проблемам, стоящими перед нашим музеем и торфопредприятием. На протяжении десятилетнего существования инициативной группы, ремонт и покупка экспонатов проводилась из личных средств её членов, что негативно сказывается на сроках и качестве ремонтов экспонатов. Отсутствие финансирования также препятствует покупке и сохранению новых экспонатов для музея на других УЖД, которых с каждым годом становится всё меньше.
Тем не менее, благодаря поддержке ряда крупных компаний, а также за счёт личных средств организаторов музея, наша коллекция существенно расширилась и в настоящий момент включает в себя уже несколько десятков единиц различного подвижного состава.
Ребята не ставят перед собой цели создать ещё один музей со статичной экспозицией,они хотят чтобы посетители имели возможность прокатиться на ретро-технике, познакомиться с процессом добычи торфа и деятельностью торфопредприятия.
Коллектив музея, несмотря на все проблемы, с оптимизмом смотрит в будущее и ставит перед собой амбициозную цель - стать лучшем музеем узкоколейной железнодорожной техники на территории РФ!!
В музее регулярно проводятся экскурсии. В зависимости от сезона их программа корректируется. Цена достаточно доступная. В любом случае вас ждёт поездка по ужд и интересный рассказ. Ведёт экскурсии обычно директор музея Алексей Помигуев.
Автор этих строк побывал в музее дважды. В 2018 году (один) и в 2019 с сыном на экскурсии. Ниже предлагаю вам видеоматериалы снятые мной в одиночной прогулке и на экскурсии.
Один из роликов снятых в 2018 году опубликован чуть выше.
Ролик о поездке снятый на смартфон в целях эксперимента. Получилось неплохо.
Экскурсия 2019 год 1 часть
Экскурсия 2019 года 2 часть
Экскурсия 2019 года 3 часть
Экскурсия часть 4
После экскурсии нам предстояла поездка на тепловозе или мотодрезине(по выбору)
Покатушки 1 часть
Покатушки часть 2
После этого флешка в камере кончилась и чтоб не менять на ходу остаток пути снял на смартфон.
В конце пути нас ждала интересная экскурсия по торфоразработкам.
После возвращения на базу музея всех ждало чаепитие в вагоне столовой,что в условиях жаркой погоды было очень кстати.
В общем весьма и весьма рекомендую данный музей. До следующих встреч.