Человечество совершило стремительный скачок в развитии за последние 150 лет, однако наш мозг остался древним и мало изменился.
Для человека первобытно-общинного строя было очень важно найти пищу, иначе смерть неизбежна. Особенно в повышенной калорийности рациона нуждались женщины, которым нужно беременеть и вынашивать потомство.
Нас тянет на сладкую, жирную, высококалорийную пищу потому что, по мнению мозга, она позволит нам выжить. Нас всегда привлекала такая пища, однако раньше она была труднодоступной и сезонной. Сладкие фрукты только в сезон, мёд диких пчёл ещё достать надо. А сейчас высококалорийная, сладкая, жирная пища доступна в режиме 24/7. Большинство людей, выбирая между пончиком и капустой, выберут пончик. С точки зрения нашего мозга долго на одной капусте охотник-собиратель не протянет.
Большинство решений о еде мы принимаем бессознательно.
Повсеместная доступность высококалорийных продуктов способствует увеличению численности людей страдающих ожирением. Проблема высококалорийных продуктов не в том, что они просто высококалорийные, а в том, что они малы по объёму и при этом высококалорийны. Чувство насыщения возникает у нас от наполненности желудка. Наполнить желудок можно 300 граммами салата и каши, и 300 граммами печенья. Только в первом случае это будет 500 ккал, а во втором 1500.
Также у нас есть система вознаграждения, которая побуждает нас искать те продукты, которые нам очень-очень нравятся.
Орбитофронтальная и вентромедиальная префронтальная кора задействованы в системе осуществления экономического выбора. Эта система подсчитывает всю выгоду от разных действий и выбирает самое лучшее. Когда вы решаете, что лучше: сэкономить 3 доллара или потратить их на пирожное, работает именно эта система. И очень часто пирожное берёт верх. Так как бессознательная часть мозга, иногда, сильнее сознательной. Однако, если бы пирожное стоило 30 долларов, то, скорее всего, победила бы сознательная, рациональная часть.
В гипоталамусе располагается липостат. Эта система регулирует адипозность.
Лептин — сигнальный белок жировой ткани. Он передаёт в гипоталамус информацию о массе тела и жировом обмене. Лептин должен побуждать нас прекращать кушать. По идее, чем больше жировой ткани, тем больше лептина, тем быстрее мы насыщаемся или дольше не испытываем голод. У людей с ожирением очень много лептина, но они продолжают кушать в невероятных количествах и толстеть. Вероятно, проблема кроется в нарушении компонентов сигнального пути данного гормона, возможно, образуется лептинорезистентность у рецепторов, чувствительных к лептину из-за его большой концентрации (по аналогии с инсулинорезистентностью).
Липостат худых людей всегда ориентируется на низкую границу адипозности, что обусловлено эволюцией, но липостат тучных людей начинает ориентироваться на верхнюю границу. Гипоталамус решает защищать ожирение, которое может быть опасно для жизни так же, как и недостаток жировой массы.
Когда человек скидывает вес, его мозг фиксирует уменьшение лептина, и пробуждает голод. Т.е. вот вы потеряли кровью и потом 5 кг веса, и вдруг начинаете кушать как не в себя, и ничего не можете с собой поделать. В борьбу за жир включился ваш организм.
В стволе мозга, в гипоталамусе и в других частях располагается система сна и бодрствования. Чем меньше человек спит, тем больше он ест.
И есть система реагирования на стресс или угрозы, которая располагается в нескольких отделах нашего мозга, а контролирует ей миндалевидное тело. Вы наверняка замечали, что после перенесённого стресса (реального или надуманного) у вас повышается аппетит. Вы хотите подбодрить себя шоколадом, печеньем или другим вкусненьким. Однако, не все люди реагируют на стресс увеличением аппетита. Есть и те, у которых стресс отбивает аппетит.
Таким образом мы имеем:
- бессознательный, вечно жаждущий высококалорийных вещей мозг, который научился получать от них удовольствие и попал в зависимость. Так работает система пищевого вознаграждения;
- более сознательную систему, осуществляющую экономический выбор. Здесь задействована орбифронтальная кора и вентромедиальная префронтальная кора;
- липостатическую систему, которая бессознательно регулирует адипозность;
- систему сна и бодрствования;
- систему реагирования на стресс.
Кажется, что всё безнадёжно, но это не так. Есть несколько хитростей, которые описаны в книге.