Бортовой грузовик МАЗ-6317 был создан в конце 80-х годов. Разработка велась в рамках технического задания, сформулированного Министерством обороны Советского Союза. Первые опытные автомобили появились уже после распада СССР, а в 1998 году началось мелкосерийное производство машины.
Характеристики
На автомобилях устанавливается 8-цилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ модели 238ДЕ или 7511. Мощность установок достигает 330 и 400 л.с. соответственно. На опытных машинах пробовали использовать силовые агрегаты Тутаевского моторного завода с отдачей 425 л.с., однако в серии подобное решение не использовалось.
На автомобилях применяются механические 8-ступенчатые коробки ЯМЗ, встречаются версии с 9-скоростной трансмиссией производства МЗКТ или ЯМЗ. Узлы состоят из основного редуктора (на 4 или 5 передач) и дополнительного делителя. По заказу устанавливается китайская коробка передач. Управление трансмиссией осуществляется при помощи дистанционного механического привода. Дополнительно установлена 2-ступенчатая раздаточная коробка с дифференциалом конической или цилиндрической схемы.
В кинематическую схему раздаточного редуктора включен вал отбора мощности, на седельных тягачах заглушенный крышкой. Переключение скоростей выполняется при помощи электропневматического привода. В конструкции коробки может иметься привод для насоса системы смазки.
Оба силовых агрегата оснащены турбокомпрессорами, на 400-сильной версии дополнительно установлен радиатор для охлаждения сжатого воздуха.
На таких грузовиках используется регулируемая муфта включения крыльчатки вентилятора. В выхлопной системе автомобилей имеется место для монтажа бродового клапана, позволяющего вездеходу самостоятельно преодолевать водные преграды. При эксплуатации техники по дорогам общего пользования клапан демонтируется.
Подвеска переднего моста оснащена листовыми рессорами и гидравлическими амортизаторами. Передний конец рессоры заделан в резиновую подушку, задний - скользит по специальной направляющей. По отдельному заказу устанавливается стабилизатор. Задняя тележка имеет балансирную конструкцию с реактивными штангами.
Цельнометаллическая кабина грузовика расположена над двигателем. Для обслуживания агрегатов силовой установки кабина откидывается вперед при помощи гидравлического привода. Внутри установлено отдельное сиденье для водителя и пассажира. По заказу клиента возможна установка кабины с 1 или 2 спальными местами. Точки установки могут оснащаться амортизаторами, снижающими уровень вибраций во время движения.
Читайте также:
Рабочее место водителя оснащено пневматическим амортизатором и регулируется по высоте и расстоянию от органов управления. Спинка оснащена отдельным механизмом для изменения угла наклона. По заказу устанавливаются подлокотники и подголовник. В стандартном оснащении кресло пассажира установлено в фиксированном положении, но возможно применение регулируемого устройства.
Технические характеристики автомобиля:
- база - 4200 мм;
- длина - 9090-9690 мм (зависит от модификации);
- ширина - 2550 мм;
- высота - не более 4000 мм;
- дорожный просвет - 350 мм;
- максимальная скорость - 75-90 км/ч;
- вес грузовика с двойной ошиновкой - 12800 кг;
- масса снаряженного (с односкатными шинами повышенной проходимости) - 14000 кг;
- грузоподъемность с односкатной/двойной ошиновкой - 11000/11750 кг;
- допустимая масса автопоезда - 55000 кг.
Грузоподъемность шасси составляет 13100 и 17600 кг (в зависимости от ошиновки). Собственный вес составляет 11900 или 10950 кг.
Модификации
На основе машины Минский автозавод производит несколько модификаций:
- базовый бортовой грузовой автомобиль МАЗ-631705, поставляется с одиночной или двойной ошиновкой, по заказу устанавливается трансмиссионный тормоз;
- на основе базового грузовика монтируется пусковая установка реактивных снарядов БМ-21 "Град", техника состоит на вооружении армии Белоруссии под индексом БМ-21А "БелГрад";
- шасси, предназначенное для монтажа дополнительного оборудования, выпускаются версии с различной ошиновкой;
- седельный тягач модели 6425;
- специализированный лесовоз МАЗ-6417;
- Богдан 63172, оснащенный китайским рядным 6-цилиндровым дизелем, представлен в 2017 году, серийно не производится;
- вариант сортиментовоза МАЗ-6317х9-444-000, предназначенного для вывоза хлыстов и различных пиломатериалов, поставляется только с двойными шинами на задней тележке.
Цена и аналоги
Цена новых автомобилей на российском рынке составляет от 4,1 млн рублей. За такую сумму можно приобрести сортиментовоз. Покупка самосвала обойдется в 4,8-5,2 млн рублей, вахтовые автобусы оцениваются в 6-7 млн рублей. Подержанная техника встречается в продаже редко, цена грузовиков стартует от 2 млн рублей. Стоимость аренды лесовозов составляет от 1,2 тыс. рублей в час, при длительной эксплуатации цена снижается. Доставка техники до места проведения работ выполняется владельцем за свой счет.
Прямым аналогом белорусской машины является российский КамАЗ-43118, который имеет похожую трансмиссию. Камский грузовик разрабатывался в рамках того же проекта, что и МАЗ-6317. Еще одной альтернативой может стать капотный автомобиль Урал-4320, который поставляется заказчикам в различных модификациях.