Приближался конец учебного года, первого трудового года молодых учительниц. Этот год стал учебным не только для их учеников, но и для них. Только учили они не математику или русский язык, они учились жить среди людей совершенно другого уклада. Направляясь сюда, они не предполагали, что в одной стране живут так по-разному. Конечно, они знали, что здесь говорят на другом языке, но это оказалось не самым главным, наоборот, это стало самой легкой проблемой: дети говорили на русском языке, и учительницы через некоторое время стали понимать их язык и даже общаться на нем.
Трудным было другое. Чтобы успешно работать в школе, необходимо было добиться уважения жителей аула. А чтобы тебя уважали, нужно следовать обычаям и законам, которые принять трудно – они не укладываются в сознание, потому что совершенно не похожи на те, в которых ты вырос.
Девушки по вечерам готовились не только к урокам, но и к летней сессии. Лиза, уединившись в другой комнате, писала письма. Тому самому Павлу, с которым свела ее новогодняя ночь. Было похоже, что между ними зреют серьезные отношения. Когда Вера шутила по этому поводу, Лиза пыталась сдвигать брови и говорить о нем как просто о знакомом, но сияющие глаза и с трудом сдерживаемая улыбка говорили о другом.
Вера переписывалась с Владимиром, но определиться со своими чувствами ей было нелегко. Он звал ее замуж, рвался к ней, хотел приехать к майским праздникам, но она отговорила его, убедив в том, что приезд к ней может навредить ей, так как он не муж и жить в одном доме с ней здесь нельзя. А гостиниц в ауле, естественно, нет. Она не знала, что отвечать ему. Мама Надя писала, что Владимир уже готовится к свадьбе, бывает у них почти как родственник, и самое интересное – они не против него. Веру это немного раздражало: ее почти выдали замуж без ее согласия. В то же время Владимир ей нравился, она понимала, что это надежный человек, ей с ним будет спокойно, можно уверенно смотреть в будущую жизнь. Появлялись мысли и о Любе, которая очень любит Владимира, Вера вспоминала, как девушка просила не забирать его у нее.
Тамара тоже получала письма от Анатолия. Он много писал о себе, о своей службе, о том, что происходит на корабле, и в конце письма спрашивал, что нового в ее жизни. Тамара сначала описывала подробно особенности жизни в тех краях, куда ее забросило распределение, потом поняла, что вопрос этот для Анатолия является дежурным: положено спросить, вот и спрашивает. Поэтому она писала, что у нее все по-старому: учит детей, готовится к сессии. Он засыпал ее фотографиями – почти в каждом письме была то любительская, то сделанная в фотоателье. Попросил ее фотографию, а когда она написала, что здесь нет фотографов, успокоился и больше не просил.
Хасан не успокаивался, и когда наступила весна и дорога по Аргунскому ущелью освободилась от снега, он приезжал каждую субботу и присылал к Тамаре своего младшего брата, который учился в четвертом классе, с записками, в которых назначал свидание то в лесу на краю аула, то у родника. Тамара, конечно, помня слова Савдат, на эти свидания не ходила и постоянно чувствовала себя в какой-то опасности.
Девушки уже получили вызов на сессию. Она должна была начаться 14 июня. Когда они пришли к директору, чтобы сообщить ему об этом, тот сказал, что, если нужно, они получат отпуск, но сначала должны будут подготовить материал для экзаменов. Что это значит, девушки поняли позже, когда их посадили в класс, дали листы бумаги со штампами школы, и они должны были разными почерками написать экзаменационные работы по русскому языку для школьников, которые не справились бы с ними. Для учительниц это было неожиданно и неприятно. Но Ризавди Исрапилович сказал, что так надо, что это для здешних мест – норма, и девушкам не оставалось ничего, как выполнить.
Лето наступило быстро и сразу. С самого утра бывало жарко, так что ходить в чулках, в косынках, в кофточках с длинным рукавом становилось все труднее. Тем более что девушки знали: в их краях уже ходят в сарафанах, в босоножках на босу ногу. Горы стали зелеными, по утрам у подножия горы, где стоял аул, поднимался туман. Воздух был таким чистым, что казался осязаемым, вкусным. Но все это уже не очень привлекало девушек. Они мечтали отправиться в свой мир, где не будет таких законов и обычаев, которые заставляют их отказываться от своих понятий, запрещают быть самим собой. Они устали оглядываться на то, что скажут о них в ауле...
Наконец все экзамены были сданы, приняты, выпускники получили аттестаты, а учительницы уехали на сессию. Они еще не знали, что вернется сюда только Вера, и то до Нового года. Лиза летом вышла замуж за Павла, Тамаре отец по настоянию матери нашел место в школе в соседнем селе, а зимой за ней приехал Анатолий и увез на Крайний Север.
Вера в конце концов поняла, что Владимир любит ее по-настоящему, что действительно не видит никого, кроме него. В январе она вышла за него замуж и тоже не вернулась в аул. Конечно, трудовую книжку пришлось «выбивать» с трудом, а Тамаре так и не удалось это. Так что год трудового стажа она потеряла. Да и что значил тогда этот год для двадцатилетних? Ведь до пенсии было больше, чем они прожили на свете....
Встречались девушки теперь только во время сессий в институте. Год, проведенный в Чечне, преподал им много уроков, но главным для них стал урок на приспособление к жизни в условиях, далеких от привычных.