Найти в Дзене
Жить интересно

Как в деревне навесту найти

- Считать и писать научилась? Ну, хватит, что в школу-то зря ходить. Пора и делами заниматься...

Примерно так звучало наставление, которое услышала от своей матери маленькая Нюра. В нужный срок она, как и другие деревенские ребятишки, пошла в школу, но проучилась там недолго. На арифметику, правописание и прочие школьные науки у неё было всего пара лет. После двух классов девочка оставила "учение" и стала заниматься домом, огородом и скотиной.

Дел в жизни обитателей деревни много, а рабочих рук всегда не хватает, поэтому-то даже маленькая девочка была ценной помощницей. Сначала она выполняла самую лёгкую работу по дому, затем уже мать доверяла ей более сложные поручения. Со временем Нюра освоила многие житейские премудрости, которые могут пригодиться хозяйке собственного дома.

Береза у деревенского забора
Береза у деревенского забора

Стать хозяйкой, конечно, мечтали все деревенские девчонки. Выполнив домашние поручения, они вечерами собирались за околицей и обсуждали, какими будут их дома, мужья, сколько детей родят...

- Мы обязательно заведем рыжую корову! - говорила круглолицая Шура. - У маминой сестры в соседней деревни есть такая. Красивая! И молока даёт много, всей семье хватит, я ещё на базар возить его буду.

- А мы с мужем разобьём большой яблоневый сад! Поставим там лавочку и весной нас белые лепестки осыпать будут - словно каждый год свадьба! - мечтала Надя, очень медлительная, но славная девочка.

- Ой, а мой муж на заработках денег получит, и мы купим много отрезов ситца мне на платья и поросят, - разглагольствовала толстая, как купчиха, Нина. - Вырастим их, сколько мяса и сала будет. Оставим только одну хрюшку, она нам каждый раз поросяток приносить станет, заживём!

- Я бы не хотела замуж в другую деревню уходить. Жалко от родителей далеко уезжать, - призналась тихая Нюра.

- Это да, - согласилась Маринка. - Вдруг свекровь злой и жадной окажется? Каждым куском попрекать станет...

Примерно такие разговоры вели подружки, ещё даже не начав "невеститься". Но годы летели быстро, и пришла девушкам пора по-настоящему задумываться о своём будущем, выбирать женихов. Их, к слову было в избытке: обитательниц этой деревни в окрестных сёлах считали настоящими рукодельницами, и многие хотели породниться с девушками, которые умело плетут кружева, вяжут тёплые душегрейки и шьют красивые наряды.

К девчатам стали наведываться ухажёры из других деревень. Это вызывало негодование (мягко говоря) местных парней. "Чужих" ждали серьёзные разговоры и крепкие тумаки. "Свои", не жалея кулаков, охаживали ребят, которые пытались увести у них невест. Местные-то ребята уже давно между собой разобрались и по-братски "поделили" девушек, чтобы каждый ухаживал за одной и не чинил препятствий другому, не отбивал у него возлюбленную. Всю гармонию портили "чужаки". Они если и знали местные правила, то соблюдать их, естественно, не хотели.

Полянка клевера
Полянка клевера

Однажды жарким летним вечером собрались подружки на своём любимом месте за околицей. Туда же начали подходить ребята.

- Будто мёдом им тут намазано! Поговорить между собой не дадут, - вздыхала Нюра. - Вон, Шурка, и твой соколик среди них...

К девушкам пришли ухажеры из соседней деревни. Несмотря на неоднократные драки с местными ребятами, они проявляли настойчивость и продолжали "обхаживать" подружек, приносили им гостинцы - пряники и ленты для волос. Девушки хихикали и принимали подарки и пододвигались на лавочках, разрешая кавалерам присесть. Девчата знали, как "их" ребята реагируют на чужаков, но привечали тех: почему бы не подразнить лишний раз "своих кавалеров"? Да и что таить: "чужаки" были хорошими и нравились подружкам, вон, Шура уже нашла среди них жениха, тот собирался к ней осенью сватов посылать.

В этот раз вместе с уже знакомыми ребятами пришел новенький. Черноволосый высокий парень назвался Василием. Почти весь вечер он провел молча, изредка вставляя в общий разговор шутливые реплики, и не сводил глаз с Нюры. Сначала ей было лестно такое внимание, но затем девушка начала смущаться и даже раздражаться: уж больно настырным ей показался взгляд парня. Нюре недавно начал оказывать знаки внимания живший через три дома от неё Гриша: силач и балагур, обожавший лошадей и объезжавший даже самых норовистых из них. Девушка думала принять его ухаживания - ей недавно исполнилось 19 лет, выйти замуж уже этой осенью было бы самое то. К тому же, хорошо жить рядом с родителями.

Люпины под окном старого деревенского дома
Люпины под окном старого деревенского дома

Посиделки закончились, и Василий подошёл к Нюре и предложил проводить её до дома.

- Не боишься быть битым? - посмеялась она.

- Кого бояться-то?

- Наши ребята уж очень не любят чужаков. Да и у меня отец и двое братьев.

-Чего мне твою семью-то пугаться. Ничего худого ж не сделаю тебе, - пробурчал парень.

Они шли вдоль огородов, и в лунном свете Василий показался Нюре каким-то смутно знакомым. Он заметил её взгляд.

- Нюр, ты меня не помнишь?

- Честно скажу - не помню.

- Ты в школу в нашу деревню ходила. Помню, на тебе такое ярко-голубое платьице было... Я тогда ещё сразу учиться захотел, чтобы с тобой чаще видеться, но мне рано было. Когда в школу пошёл - ты перестала там появляться...

- Да, я недолго туда ходила.

- Я всё думал, как тебя найти, - сказал Василий и остановился. - Мне наши ребята про тебя рассказали. Думал, такая ли ты красавица, как тогда была. А нет - ещё краше стала.

- Хватит уж смущать меня! - засмеялась покрасневшая Нюра.

- Я правду тебе говорю, - рассердился Василий. - Боялся, вдруг замуж вышла...

Он замолчал, и смотрел на девушку.

Нюра не знала, что ответить на это. Ей было так приятно и волнительно одновременно - от слов, настырного взгляда и его самого. Она подумала, что с Гришкой подобного никогда не было.

- Я приду к тебе завтра, - наконец сказал Василий. Он проводил её до калитки, подождал, пока она зайдет в дом и пошёл.

***

На утро деревня гудела: ночью четверо ребят хотели проучить чужого парня, который приударил за местной девушкой, а тот поколотил их. Да так, что у даже отличавшийся богатырски сложением Гришка "светил" фонарем, который украшал его глаз.

Бабы и девки обсуждали героя, мужики смеялись над побитыми ребятами, а те затаили обиду и решили собраться и навалять чужаку таких тумаков, чтобы тот дорогу в их деревню забыл.

Нюра тут же поняла, о ком идёт речь.

Весь день она не находила себе места и избегала Гришку, который пару раз пытался с ней поговорить. К вечеру девушка тайком от подружек пробралась к роднику на окраине деревни. Там её уже ждал Василий. С ружьём на перевес.

- Ты белены объелся? - испуганно зашептала она.

- Не бойся, это так, для красоты, - ответил он, усмехаясь. - Если я каждую ночь драться буду, то на ваших парнях места живого не останется. А к ружью они не полезут.

Василия, судя по всему, тоже изрядно помяли: на щеке у него красовалась глубокая царапина, костяшки пальцев были изранены. Он заметил её оценивающий прищур, улыбнулся и вытащил из кармана букетик голубых цветов, перевязанных синей лентой.

Лесные фиалки
Лесные фиалки

Парень и девушка прогуляли полночи.

На следующий вечер Василий не пришёл. Прождавшая его Нюра сначала разозлилась и решила, что больше никогда не станет с ним гулять, а потом распереживалась: вдруг его сильно избили? Или застрелили собственным ружьём? Не ожидая от себя такого, она плакала и понимала, что влюбилась.

А поутру у дома девушки было шумно: к её родителям приехал Василий со сватами.

***

Нюра и Василий прожили вместе всю жизнь. На их век выпало много тягот, в том числе главная трагедия века - Великая Отечественная война, но они преодолели их все и вырастили сына и четырёх дочерей, младшая из которых - моя бабушка.

В честь девчушки, когда-то ходившей в школу в голубом платье, назвали меня.