Найти в Дзене
С чего начать...

Велосипедные тормоза. Типы и описание.

Оглавление

В этой статье коснемся темы тормозных систем. Зачем нужны? Какие бывают? Как работают?

Итак, вводная. Зачем нужны тормоза?

Велосипед двигается со скоростью значительно превышающий пешие прогулки. При таких скоростях может возникнуть ситуация, когда нужно сбавить скорость. Это может произойти экстренно, а может быть просто спуск с холма, при котором вы не хотите выходить на неконтролируемую опасную скорость. Как же заставить велосипед сбросить скорость?

Вы можете скинуть ноги с педалей и тормозить о землю, но это не самый эффективный способ, да и обувь покупать придется частенько, а это не дешево. Для этого придуманы тормозные системы. Они различные, и, работают, соответственно, по разному.

Различия по типу.

Главное разделение будет заключаться в том, как именно останавливают велосипед тормоза. Все они пытаются препятствовать кручению колеса, но разными методами. Здесь стоит выделить два типа:

  • Ободные тормоза
  • Дисковые тормоза

В каждом из типов есть свои особенности, поэтому сейчас пройдемся по каждому из них.

Ободные тормоза

Это тормоза, которые специальными колодками зажимают обод колеса и препятствуют его кручению. От степени нажатия будет варьироваться степень препятствия в кручении. Контролируются такие тормоза с ручки на руле. Легко зажали ручку, колесо стало тяжелее крутится, скорость начинает падать. Зажали ручку сильно - колесо заблокировалось в движении, словно использование ручника на автомобиле.

Суть самой системы в том, что около колеса крепится каллипер, который должен будет приближать тормозные колодки к ободу. Как этим управлять? Просто, с ручки на руле.

Итак, как правило такие тормозные системы являются механическими. Т.е. встает ручка на руле, в неё крепится металлический троссик. Металлический тросик закрепляется на велосипедной раме и идет каллиперу. Нажимаете на ручку - тросик тянется - тормозные "клещи" сжимаются и колодки прикасаются к ободу. Сильнее сжимаете - колодки сильнее давят на обод.

Тросик внутри ручки
Тросик внутри ручки
Тросик, который присоединен к каллиперу
Тросик, который присоединен к каллиперу

Основная суть ободных тормозов в этом, но есть разновидности ободных тормозов. Важно понимать суть, т.к. если на раме предусмотрена установка одного типа, а вы купите другой вид тормоза, то поставить его не получится. Итак, рассмотрим два распространенных типа:

U-brake

Такой тип тормоза называется так из-за своей конструкции каллипера.

Тормозной каллипер с типом крепления U-brake
Тормозной каллипер с типом крепления U-brake

Суть его работы похож на "ножницы". Названы так из-за своей формы. Тормоз крутится по оси места крепления к раме. На рисунке это места с выемкой под шестигранник. Вверху расположены места крепления тросика. Тросик тянет вверх клешню, клешня крутится по оси, колодка идет навстречу ободу, т.е. по направлению внутрь. Чаще всего такие тормоза устанавливаются на трюковые велосипеды, такие как BMX. Они не так много весят и имеют небольшой габарит.

V-brake

Тормозной каллипер с типом крепления V-brake
Тормозной каллипер с типом крепления V-brake

По аналогии с u-brake, этот тип назван так из-за своего визуала. Это две палки, которые при натяжении троса стремятся к друг другу в верхней части, образуя тем самым букву V. В отличии от ю-брейков, здесь нет принципа "ножниц". Месте крепления на раме внизу (на рисунке). Тросик стягивает верхнюю часть тормозов, а расположенные по центру колодки приближаются и прижимают обод. Из-за особенностей расположения мест креплений U-brake и V-brake не взаимозаменяемы.

Такие тормоза можно встретить на большем количестве велосипедов. Это могут быть городские велосипеды, горные велосипеды низкого и среднего бюджетов.

Основным недостатком ободных тормозов является то, что они могут не очень хорошо работать в условиях грязи и дождя. Предположим вы проехались по очень "мясистой" луже. На колодках грязь и вода, на ободе тоже. Вы начинаете сжимать ручку, тросик натягивается, колодки соприкасаются с ободом и... проскальзывает, срабатывает неравномерно.

Так же к минусам ободных тормозов можно отнести их чувствительность к "восьмеркам" обода. Если обод погнут, то при кручении расстояние от колодки до обода будет разным, а если погнут совсем сильно, то при обычной езде обод в некоторых местах может даже задевать колодку, что не даст комфортно кататься.

Так же есть такой фактор, как износ обода от использования ободных тормозов.

Есть система, которая упраздняет эти минусы. Поговорим о дисковых тормозах.

Дисковые тормоза

Тут концепция в том, что препятствовать колесу система будет не через зажатие обода, а через зажатие специального диска, который крепится на втулке.

-5

В каллипере так же есть колодки, которые зажимают диск. Диск зажимается, а, т.к. он жестко фиксирован на втулке, то и остановка движения передается на втулку. Т.е. по своей сути дисковым тормозом мы останавливаем непосредственно втулку. Управление так же как и у ободных происходит с ручки на руле. Ротор и колодки не так подвержены попаданию грязи, да и попадание грязи на них не препятствует их хорошему контакту.

Здесь следует понимать, что в отличии от ободных тормозов, у которых вся система построена на механической передачи усилия (через тросик), у дисковых есть различные варианты (спойлер: и механика - далеко не лучший вариант).

Итак есть механические тормоза и гидравлические. Механика, по аналогии с ободными, передает натяжения троса в ручки на каллипер. Это не самая лучшая система, т.к. усилия может потребоваться много.

Гидравлика же, это специальная масло в гидролинии от ручки до каллипера. Срабатывает она по принципу давления внутри гидролинии. Эта система лучше срабатывает. Без особых усилий блокирует колесо, но и требует более затратного обслуживания.

Механические дисковые тормоза можно встретить на горных велосипедах низкого и среднего бюджетного сегмента.

Гидравлические дисковые тормоза встречаются уже на среднем и высоком бюджетном сегменте. Они используются в экстремальных дисциплинах, таких как даунхилл, к примеру. Такие тормоза позволяют быстро и качественно отреагировать на поверхности и различные сюрпризы трассы.

Минус же такого типа в том, что является далеко не легким, поэтому в трюковом катании такой тип не встречается.

В целом все, в общих чертах. Если хотелось бы чего-то добавить к описанному, то просьба - писать в комментарии. Вдруг что-то упустил и могу что-то добавить. Буду признателен.

Авто
5,66 млн интересуются