В Российской Федерации считается важным вопросом, как и где, размещается реклама медицинских услуг и лекарственных препаратов. Несмотря на то, что в РФ не существует специализированного закона, относящегося к подобной рекламе, всё же Правительство контролирует данную сферу деятельности. Это важно, так как каждый гражданин должен осознавать, что использование непроверенных лекарственных средств, а также самолечение, может приводить к плачевным последствиям.
Законодательная база
Главными законодательными актами, регулирующими размещение рекламных материалов относительно медицинских услуг и лекарственных препаратов в Российской Федерации являются:
- Федеральный закон «О рекламе»(Скачать DOC) №38 принятый 3 марта 2006 года, Статья 24. Данный закон является основным в отношении рекламы медицинских услуг и лекарств.
В этот закон вносились неоднократно изменения. Так, последний раз изменения вносились 31 декабря 2017 года. В данный момент Статья 24 называется "Реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины". Также к изменениям относится то, что теперь по закону рекламное сообщение о лекарстве в определённых дозировках должно указываться только в местах проведения научных и медицинских выставок. Помимо этого, запрещено использовать в рекламе точное наименование медоборудования и методов лечения, таких как: рентген, кардиограмма, УЗИ, МРТ, любые виды анализов и т.д.
- Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств».
- Федеральный закон «О наркотических и психотропных веществах».
- Постановление Правительства «Об утверждении положения о муниципальном надзоре за обращением медицинских изделий» №970.
- Федеральный закон №86 «О лекарственных средствах».
Что запрещено и разрешено в рекламе
Существует две основные группы требований относительно рекламы лекарственных препаратов и медицинских услуг. Это основные нормы, в которые включается вся реклама в целом, пропаганда медицинских услуг, а также специальные нормы. К основным нормам относится требование в добросовестности и достоверности информации.
Существуют ограничения в рекламе медуслуг. В данной информации не должно:
1. Указываться реальные случаи, когда данный препарат улучшил здоровье человека и излечил его.
2. Указываться ссылки на проведенные исследования по данному препарату.
3. Запрещено рекламировать лекарственные препараты несовершеннолетним.
4. Навязывать данный препарат и указывать необходимость его приобретения.
5. Благодарить физическое лицо за использование данного препарата.
6. Предполагать, что кто-либо болеет.
7. Призывать не пользоваться услугами врачей.
8. Обещать положительный результат, а также гарантировать безопасность лекарства, указывая на отсутствие побочных действий.
9. Утверждать, что данное лекарственное средство является безопасным, так как основано на природном происхождение.
Данные правила распространяются на лекарственные изделия, а также на рекламу методов народной медицины.
Помимо ограничений существуют нормы в отношении рекламы медицинских препаратов, такие как:
1. Можно рекламировать препараты, которые отпускаются без рецепта врача.
2. Запрещено сравнивать один представленный на рынке препарат с другим для усиления рекламного эффекта.
3. Запрещено указывать в рекламе тот факт, что использование данного препарата не требует консультации с врачом.
4. Допускается реклама, том случае если оно не направлено на выделение наилучших свойств препарата в отношении других.
5. Запрещено использовать рекламу для подрыва репутации других производителей.
6. Недопустимо скрывать побочные эффекты конкретного лекарства.
7. Запрещено гарантировать стопроцентный результат в лечении конкретным препаратом.
Помимо медуслуг и лекарственных препаратов существуют нормы рекламы биологически активных пищевых добавок. К ним относятся:
1. Демонстрация лечебных свойств пищевых добавок.
2. Запрещено перечислять только положительные свойства добавки, не указывая возможные побочные эффекты.
3. Запрещено ссылаться на свидетельство конкретных людей, кому данные добавки помогли.
4. Не разрешается пытаться отговорить граждан от здорового питания и привычного образа жизни путем использования данной добавки.
Также в отношении детского питания существует правило, по которому реклама данного продукта не должна выставлять его как заменитель грудного вскармливания, либо здорового питания. Запрещено указывать преимущества искусственного кормления над натуральным.
Разрешенное время для рекламных роликов и возможные последствия нарушения закона
В законе не указывается конкретное время, в которое допускается реклама медицинских услуг и лекарственных препаратов. Однако существует правило, по которому рекламируемый препарат должен пройти тщательную проверку перед тем как быть показан в ролике по телевизору. Ответственность за распространение рекламы и не соблюдение всех норм в данной сфере несёт рекламораспространитель.
За несоблюдение закона о рекламе и всех вышеуказанных других законов согласно Кодексу об Административных правонарушениях могут назначаться административные взыскания, такие как:
- для граждан Российской Федерации от 2000 до 2500 руб.,
- для государственных служащих от 10000 до 20000 руб.,
- для юридических лиц от 200000 до 500000 руб.
Судебная практика в отношении рекламы медицинских услуг и лекарственных средств затрудняется многими факторами. Так с одной стороны существует большое количество ограничений на рекламу, а с другой согласно Закону «О защите прав потребителей» производитель обязан предоставить потребителю всю нужную и правдивую информацию.