На портретах редко найдешь что-то особенно неприятное или бросающееся в глаза. Кроме неземной красоты. Хороший художник умел устранить недостатки и оставить заказчика довольным. Иначе, какие могут быть ещё заказы? Как вы думаете, что в первую очередь скрывали художники? Косоглазие? Неправильный прикус? Нет, отметины от оспы.
Сегодня мы с трудом можем представить себе лица прошлого. Мы привыкли к тому, что нас окружают лица с довольно ровной кожей. До начала прививания оспы, встретить ровное лицо было довольно сложно. Оспа была очень опасным заболеванием, с высокой смирностью среди взрослых от 16 до 12 процентов, среди детей умирал каждый третий. Следы от оспы оставались на всю жизнь. В мемуарах Екатерины II есть эпизод о том, как оспой болел её муж Петр Федорович.
"... я чуть не испугалась при виде великаго князя, который очень вырос, но лицом был неузнаваем; все черты его лица огрубели, лицо еще все было распухшее и несомненно было видно, что он останется с очень заметными следами оспы. Так как ему остригли волосы, на нем был огромный парик, который еще больше его уродовал. Он подошел ко мне и спросил, с трудом ли я его узнала. Я пробормотала ему свое приветствие по случаю выздоровления, но в самом деле он стал ужасен".
Рубцы от оспы были настолько распространены, что в полицейских объявлениях даже писали, как особую примету "следов оспы не имеет". На портретах эти дефекты скрывали, в обычной жизни использовали много белил, чтобы скрыть следы болезни.
Кто, кроме Петра III скрывал оспины? Елизавета Тюдор, перенесла болезнь довольно легко, и на лице было только несколько отметит. Хотя мы не найдем их не на одном полотне.
Знаменитый борец с монархией Робеспьер был французским политиком и адвокатом, заметным деятелем Великой Французской Революции, демократом, сторонником всеобщего избирательного права и отмены рабства. Для нас же самое важно то, что он перенес оспу и её следы отмечали все современники, как что-то само собой разумеющееся. Но на портретах он выглядит тщедушным, гордым, заносчивым человеком в парике с ровной кожей.
Недавняя реконструкция, где были восстановлены дефекты в соответствии с предполагаемой посмертной маской, показывают нам совершенно другого человека. Немного похожего на знаменитый портрет, но другого, некрасивого, с грубыми чертами, внимание от которых не отвлечёт даже парик. Скорее всего, он именно так и выглядел. А Петр Федорович, тоже не красавец, вероятно, стал очень некрасив после болезни.
Сегодня мы жалуемся на фотошоп, а представьте шок в XVIII веке, когда вместо довольно приятного лица с портрета, к вам бы приехал, тот, у кого на лице черти горох молотили? Думаю, шок был бы знатным, даже со скидкой на распространенность оспы.
P.S. Подписывайтесь на мой канал о истории тела! Будет интересно!