Хочу показать еще одну интересную российскую разработку, аналогов которой вы вряд ли найдете. Вы можете попробовать, если получится - дайте знать. Электрический квадроцикл разработанный командой Владимира Петрова. На моем канале уже есть статья про их электрический мотоцикл, являющийся лучшим в своем классе. А сейчас встречайте этого монстра!
В отличие от их мотоцикла, который был спроектирован и построен полностью "с нуля" - покупного в нем только амортизаторы и колеса, данный образец построен на основе тележки производства "Русская Механика" из Рыбинска. К сожалению, пока он существовал в единственном экземпляре. По сути, это опытный образец и демонстратор технологий в одном флаконе.
Первоначальным постановщиком задачи выступили военные. Базовыми требованиями были: дальность хода не менее 500 км (в дизель-электрическом варианте), дальность на электричестве - 50 км, "Не тарахтеть" на подъезде к цели - элемент скрытности. Больше никаких требований ни по мощности, никаких других характеристик получить не удалось. Скорее всего, никто не представлял сколько же лошадей можно или нужно, как и все остальное. По-этому, парни не стали ничего изобретать, воткнули на каждое колесо по разработанному, испытанному "в полях" двигателю с мотоцикла. Суммарно вышло 325 л с, с общим крутящим моментом 4х560=2 240 (!!) Н*м, попробуйте найти мощнее! Этого должно было хватить для кого угодно, и конечно же хватило. Для сравнения, дизельный двигатель BMW 3 литра, выдает момент "всего" до 540 Н*м. В дальнейшем, в ходе испытаний, выдаваемая мощность и момент ограничивалась программно, так как реализовать эту бешеную мощность было невозможно. Ограничились на передних колесах по 270 Н*м, на задних по 320 Н*м, и все-равно это ОЧЕНЬ много. Разгона до сотни меньше 8 секунд достичь не удалось, он определялся только возможностями тракторных шин. Поставить на него слики никому в голову не пришло ))
Безусловный плюс схемы с отдельным двигателем на каждом колесе - возможность управлять тягой любого из них в любой момент времени, в зависимости от дорожных условий и режима движения, а если научиться делать это правильно, то управляемость и проходимость окажется вне конкуренции с традиционными решениями с ДВС и трансмиссией. Возможно идеальных настроек на данном образце достичь не удалось, но для этого уже необходима кропотливая работа испытателей и.. программистов. Удивительное дело, но в электрическом транспорте роль программного кода очень высока! "На газу" двигателю нужно подать определенное количество мощности, не больше и не меньше, на торможении или свободном ходу, двигатель превращается в генератор и "отдает" электричество обратно в батарею, но если он начнет отдавать слишком много, то превратится в "электрический тормоз". Всеми этими процессами нужно эффективно управлять, особенно на больших мощностях. Теперь умножим все это на четыре (по количеству двигателей), так-как работают они каждый в своем режиме. Газ открыт/закрыт или нажат тормоз, если тормоз то как сильно, руль вправо/влево, под колесами камень, песок или глина.. и т д. То есть, в некотором смысле нужно имитировать работу дифференциалов, а желательно их превзойти. Так что при кажущейся простоте, инженерная задачка совсем не тривиальна, но парни отлично с ней справились. Кстати КПД силовой установки батарея-контроллер-двигатель в их исполнении составляет 94%.
Данный экземпляр был снабжен готовыми батареями, взятыми с того же мотоцикла, но для серии предполагалось установить на борт дизель-генератор мощностью до 60 кВт собственной же разработки. Кстати, на привале между делом можно запитать от него лагерь, а в принципе мощности хватит чтобы снабдить электричеством небольшую деревню. Дальность хода при его использовании может составить до 800 км, в зависимости от условий движения.
В дальнейшем, к сожалению, интерес военных был утерян, история умалчивает по какой причине. Без внешнего финансирования проект дальше не пошел, а жаль. Мне кажется, этот аппарат мог бы пригодиться и на гражданке. Хотя.. конкурировать по цене с китайскими поделками, с двигателями сопоставимыми по мощности с бытовыми пылесосами и свинцовыми батареями как-то трудно. А вы что думаете, мог бы такой монстр найти себе применение в мирной жизни? Для чего и для кого?