ФГДС пренеприятнейшая процедура, в народе именуемая "глотать лампочку".
На самом деле фиброгастродуоденоскопия (ФГДС) – это исследование желудка, когда в человека заталкивают специальный шланг, а потом через него заводят камеру с подсветкой внутрь желудка, и на мониторе компьютера видно всё, что у человека внутри.
Совсем недавно пережила это исследование.
Очень информативный метод исследования, но очень неприятный. В рот вставляют специальный загубник, чтоб человек не закрыл рот, потому что проглотить этот шланг самостоятельно невозможно. В горло брызгают анестетиком и шланг заводят внутрь, человеку при этом нужно сосредоточенно дышать, иначе рвотный рефлекс не дает нормально просунуть шланг.
Я думала, что хуже этой процедуры ничего нет, но я ошибалась.
Вчера я ела речную рыбу, и тоненькая косточка воткнулась где-то в моём горле. Дышать было можно, но глотать больно и вообще ощущения неприятные, слёзы из глаз. Я кашляла, съела корки почти от всей буханки хлеба в надежде коркой оторвать и протолкнуть внутрь косточку. Я пыталась засунуть пальцы себе в горло и достать эту косточку, поскольку по ощущениям она была где-то близко. Я даже ногти остригла, чтобы горло не ободрать. Но всё тщетно, и в итоге я осталась без ужина, теперь знаю, что означает "вставить два пальца", когда нужно прочистить желудок.
Намучевшись я легла спать, понадеявшись, что к утру как-нибудь рассосётся. Но не рассосалось, а наоборот утром я чувствовала, что у меня в горле всё распухло, глотать было тяжело, кололо сильно.
Я позвонила в скорую и спросила куда с такой проблемой нужно ехать. Мне велели приехать в больницу Скорой помощи своим ходом, если я в целом не умираю, и обратиться сразу в стационар ЛОР-отделения.
Я вызвала такси и приехала лор-отделение. Там была небольшая очередь, но врач принял меня без очереди, увидев меня сидящую со слезами на глазах (на самом деле слёзы были, потому что я забыла надеть солнечные очки, а у меня глаз больной после операции так и не восстановился и очень болезненно реагирует на солнечный свет).
Вид у меня был удручающий, очередь не возражала.
Врач заглянул с фонарём мне в горло, но ничего не увидел. Тогда он замотал бинтом мой язык, чтобы держать было удобно, и стал его оттягивать, а другой рукой с инструментом, который дезинфицировал на зажигалке, лезть в горло. Но, когда бинт намокал, язык выскальзывал, а при попытке залезть в горло, срабатывал рвотный рефлекс. Хорошо, что я не завтракала, иначе рвоты было бы не избежать.
Минут через десять безуспешных попыток залезть мне в горло, врач принёс анестетик и набрызгал мне в горло. Переносить экзекуцию стало легче, но кость была глубже, чем видел врач, нужно было проникнуть глубже, тогда врач предложил мне самой держать язык. Врач одной рукой шпателем отодвигал корень языка, а другой рукой лез мне в горло, но удержать собственный язык я не могла, тошнота подкатывала. Врач командовал дышать только ртом, а не носом, получалось плохо.
Тогда на помощь была приглашена медсестра. Она так схватила мой язык, что вырваться было нельзя. Мне показалось, что внутри меня что-то хрустнуло и сдвинулось с места.
Я вспомнила, как подруга, когда училась в медучилище, после первой практики в морге рассказывала, что если потянуть за язык вытаскивается желудок. Это её очень поразило. Меня тоже. Вот 20 лет от того разговора прошло, а я помню...
Ещё я почувствовала, как лопнула кожа на нижней части языка, и мне показалось, что язык может об зубы сломаться, а челюсть вывихнуться.
И наконец-то почувствовала, как врач трогает косточку, но потом что-то соскочило, я закашлялась, и врач сказал, что не смог достать, что косточка очень тоненькая и воткнута не под тем углом. Изо рта лилось на колени (то ли слюни, то ли еще не пойми что), я боялась, что рвота всё таки случится и попросила постелить мне что-то на колени, на что медсестра грубовато ответила, что я должна дышать ртом, и тогда я не буду давиться, и врач зажал мне нос пальцами.
Около получаса мы промучились, но достать косточку не удалось, а в конце врач сказал, что больше её не видит, то ли она соскочила, то ли за отёком, слизью и слюнями не видно.
Назначил пить антибиотик, антигистаминное против отёка и полоскать горло антисептиком, или пить коньячок. Авось само рассосётся.
То есть моя изначальная тактика с нашей медициной была верна. Врач сказал, что такие тоненькие косточки обычно рассасываются, и абсцесса быть не должно. Но, если я почувствую себя хуже, или поднимется температура, я должна приехать в больницу.
ФГДС мне теперь кажется вполне безобидной процедурой, главное непродолжительной.
На будущее врач сказал не корки хлебные глотать, когда косточка от рыбы в горло втыкается, а что-нибудь вязкое есть, типа зефира, бананов.
К вечеру, после поедания днерожденного торта, как раз вязкого и липкого, мне показалось, что косточка исчезла. Теперь горло просто болит, как при болезни типа ангины, но гораздо сильнее болит раненый язык, он ещё и опух и плохо шевелится.
Вот теперь думаю: а если бы с ребёнком такое случилось, чтобы делали врачи? Ведь ребёнок не сможет дышать по команде и терпеть все эти манипуляции. Или может есть более щадящий способ доставания костей?