Найти тему
Гараж на полке.

Шевроле Corvair, или Ральф Нейдер против Дженерал Моторс.

Завершив проект под названием "1969 Chevrolet Corvair", сегодня поделюсь с моими уважаемыми подписчиками и гостями Гаража На Полке результатами работы над моделью, а так же немного расскажу об истории прототипа — истории не безынтересной и в некоторой степени драматичной.

1969 Chevrolet Corvair.  Модель и фото в исполнении автора.
1969 Chevrolet Corvair. Модель и фото в исполнении автора.

В конце 50-х годов прошлого века из Европы в США с успехом импортировались автомобили с задне моторной компоновкой. Люди побогаче с удовольствием покупали Porshe, ну а простой и неприхотливый Фольксваген Kaefer ( Жук) был популярен у людей со скромным достатком.

Американцы не были бы сами собой, не попытавшись вклиниться в этот сегмент рынка, и вскоре, Дженерал Моторс выпустил на рынок принципиально новую для американского автопрома концепцию автомобиля с оппозитным двигателем воздушного охлаждения расположенным сзади.

Шевроле Корвэйр первого поколения. Фото из свободных источников.
Шевроле Корвэйр первого поколения. Фото из свободных источников.

Изначально GM позиционировала Corvair, как компактный автомобиль начальной ценовой категории, но попытка обосноваться в этой рыночной нише была не совсем удачной, и в последствии Корвэйр рассматривался как недорогая альтернатива Шевроле Корвет.

Шевроле Корвэйр второго поколения. Иллюстрация из свободных источников.
Шевроле Корвэйр второго поколения. Иллюстрация из свободных источников.

Несмотря на не очень внятную маркетинговую политику по отношению к этой модели, в период с 1959 по 1969 год, было выпущено 1,7 млн. экземпляров, и судя по цифре, автомобиль довольно хорошо продавался. Мало того, удачная компоновка и плоский оппозитный двигатель, позволили создать на базе Corvair пользовавшиеся популярностью грузо-пассажирские микроавтобусы и развозные фургоны.

Chevrolet Corvair Ultra Van. Минивэн на базе Корвэйр. Фото из свободных источников.
Chevrolet Corvair Ultra Van. Минивэн на базе Корвэйр. Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.

Казалось бы, дела с этой моделью у GM, идут вполне нормально, но...

В 1965-м году на прилавках книжных магазинов США, появилась книга мгновенно ставшая бестселлером, и наделавшая очень много шума — если не сказать больше — сделавшая большой скандал. В своей книге, автор замахнулся с критикой — не больше не меньше — на " Великий Американский Автопром"

Книга эта называется - " Опасен на любой скорости " В своей книге Ральф Нейдер ( о котором чуть ниже ) подвергает острой критике американские корпорации производящие автомобили которые не безопасны для потребителей,а инженеры, заняты лишь тем, что требуют от них маркетологи.

Ральф Нейдер и его книга. Фото из свободных источников.
Ральф Нейдер и его книга. Фото из свободных источников.

Кто же такой этот Ральф Нейдер ? Этот персонаж моего рассказа родился 27 февраля 1934 года, и по всей видимости здравствует и поныне. Его родители — православные арабы-христиане смогли дать своему отпрыску приличное образование в престижных учебных заведениях и молодой тогда, человек, выбрал карьеру адвоката. Его можно назвать "основоположником"адвокатской специализации по защите прав потребителей.

Ральф Нейдер — молод образован и энергичен. Фото из свободных источников.
Ральф Нейдер — молод образован и энергичен. Фото из свободных источников.

Разумеется, нашумевшая книга стала хорошим "трамплином" для прыжка в политику для молодого амбициозного адвоката. Политический активист левоцентристского толка был кандидатом в президенты США от партии "зелёных" в 1966-м году, а впоследствии, ещё несколько раз был претендентом на этот пост.

Но вернёмся к книге.

Одна из глав этого сочинения, как раз и посвящена главному герою моего сегодняшнего рассказа - Chevrolet Corvair.

-8

В этой главе Нейдер утверждает что Corvair обладает склонностью к внезапной потере управляемости и опрокидыванию при прохождении поворотов на большой скорости, в чём были обвинены инженеры GM.

-9

Вместо того что бы выйти из неприятной ситуации "сохранив лицо", GM - только усугубили скандал. Нанимались девицы лёгкого поведения для того, что бы втянуть адвоката в компрометирующие ситуации — не вышло, а нанятые корпорацией частные детективы, были пойманы на прослушке телефона Нейдера. Наивно (или высокомерно) пологая, что такими способами можно навредить зарвавшемуся адвокатишке, получили иск за вторжение в личную жизнь. Нейдер суд выиграл, А GM, в счёт компенсации с извинениями выложил 425 000 $. Справедливость восторжествовала?

В какой-то степени да. Автопроизводители стали больше внимания уделять безопасности производимой продукции, в частности, стали обязательны ремни безопасности и наружные зеркала заднего вида.

А что же наш герой? Корвэйр второго поколения выпускался вплоть до 1969-го года, в модели были устранены "детские болезни", но репутация была серьёзно подорвана, и в общем то не плохой на тот момент автомобиль был снят с производства...

-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16

Теперь о справедливости с другой стороны.

Специалисты в области автомобилестроения много раз выражали сомнения в компетентности Нейдера, как человека, по его признанию, НИ РАЗУ В ЖИЗНИ НЕ СИДЕВШЕГО ЗА РУЛЁМ (!), а книга его, содержит целый ряд неточностей, технических ошибок и явных преувеличений.

В 1971 году, Национальное управление безопасности на транспорте США, провело сравнительный тест Corvair 1963 и 1967гг. и автомобилей других производителей (Ford Falcon, Plimouth Valiant, Volkswagen Beetle и Reno Dauphine). Помимо этого были изучены сведения об авариях Corvair. Выводы гласили , что Corvair не вызывает неожиданной потери устойчивости и управляется не хуже, чем остальные участники теста... ЗАНАВЕС !!!

.... Фото из свободных источников.
.... Фото из свободных источников.

Не нравится мне эта история — дурно от неё попахивает... Как вы думаете?

-18

-19
-20
-21
-22
-23

В заключении о наборе для сборки модели "1969 Chevrolet Corvair"

Кит производится фирмой АМТ в масштабе 1:25, и из него можно собрать несколько вариантов модели. Набор очень не сбалансирован в плане детализации и совместимости некоторых деталей, так что собрать "шедевр" из него (на мой взгляд) будет трудно. Набор много раз переиздавался, и до нас дошел только в виде перепаковки и с несущественными изменениями. Обзор кита и некоторые этапы работы над ним, вы можете увидеть в двух моих предыдущих публикациях.

-24

-25
-26
-27
-28
-29

На этом прощаюсь с вами. Спасибо, что дочитали. Обсуждайте, задавайте вопросы — буду рад ответить. Ваш Mad Stoker - Хранитель Гаража На Полке. Пока!

Все фотографии модели выполнены автором.
Все фотографии модели выполнены автором.
-31