История любви Фредерика Шопена и Жорж Санд, этих двух творцов великих музыкальных и литературных произведений, безусловно, стоила того, чтобы самой быть воспетой в гениальном произведении искусства.
Когда между ними завязался роман, Шопену было всего 27 и у него только-только расстроилась помолвка с Марией Водзинской. Санд была на 6 лет старше и на несколько жизней опытнее: она успела побывать замужем, родить в браке двоих детей, сменить несколько любовников, включая Мериме и Мюссе, а также, вероятно, одну любовницу (Мари Дорваль), только затем развестись, расстаться с адвокатом, помогавшим ей с разводом, так как тот не хотел бросать свою семью, и наконец обрести покой в отношениях с Шопеном.
Впрочем, речь идет, скорее, о желании обрести покой. 10 лет, которые Шопен и Санд прожили вместе, считаются одними из самых плодотворных, но и самых тяжелых для них обоих. Друзья Жорж Санд называли Шопена «злым гением», крестом, который она должна нести. Поклонники Шопена считали Санд одной из причин, подточившей и без того слабое здоровье композитора и приведшей к его ранней смерти в 39 лет, менее чем через два года после их расставания.
Отношения между двумя гениями действительно были непростыми. То ли опасаясь за здоровье Шопена (по всей видимости, у него был туберкулез и к 1842 году ему временами уже трудно было вообще вставать с постели), то ли по каким-то иным причинам, но вскоре Санд свела свое общение с Шопеном к чисто платоническим отношениям. При этом они продолжали жить вместе. Она называло его «моё дитя», «маленький ангел» и прочими именами, подходящими, скорее, ребенку нежели любовнику.
Картина Эжена Делакруа «Потрет Фредерика Шопена и Жорж Санд» была начата в 1838 году и так и осталась незаконченной. На ней пара запечатлена в самом начале своих отношений. Одухотворенный и полностью погруженный в музыку Шопен играет на пианино. Рядом сидит Санд и вдохновленно слушает своего возлюбленного. Изображение пианино, на котором играет композитор, не сохранилось, но известно, что Делакруа специально заказывал его себе в студию ради работы над картиной.
Полотно создавалась в тот период, когда Делакруа уже немного растерял тот дух бунтовщика, который помог создать его самые знаменитые произведения. Но «Потрет Фредерика Шопена и Жорж Санд», по всей видимости, был далек от академизма. В отличие от обычного парного портрета, в его героях нет статичности. Санд, вероятно, смотрит на руки возлюбленного, и весь ее облик – это реакция на его игру. На картине она выполняла роль контрапункта к фигуре Шопена: образ композитора для Делакруа был важнее.
Интересный факт: Жорж Санд настолько сильно ассоциируется в массовом сознании с эмансипированной курящей женщиной в мужском костюме, что многие исследователи, не задумываясь, утверждают, что Делакруа изобразил ее с сигаретой в руке. Однако, и в это сложно поверить, у нее было другое любимое занятие – вышивание, которым она на картине и занимается.
Как уже было сказано, по неизвестным причинам Делакруа так никогда и не закончил этот парный портрет, пролежавший в его мастерской вплоть до смерти художника в 1863 году. Затем картина оказалась у другого художника, Констана Дютийе. Два года спустя Дютийе скончался, и его наследники вырезали из картины два отдельных портрета: Фредерика Шопена и Жорж Санд, решив, что за две картины можно будет выручить гораздо больше денег. Правда, часть картины, не занятая персонажами, при этом была безвозвратно утеряна.
Возможно, с чисто экономической точки зрения они оказались правы. Портрет Фредерика Шопена теперь украшает стены Лувра, а портрет Жорж Санд храниться в музее Ордрупгаард в Копенгагене. Хочется надеяться, что на какой-нибудь выставке, посвященной великому французскому художнику, влюбленные наконец-то встретятся вновь.