Друзья, подводя итоги 2020 года, хочу особо обратить ваше внимание на мою сознательную пропаганду коллекции фарфора Государственного музея керамики в Кусково. Почти все мои публикации проиллюстрированы экспонатами единственного специализированного музея России, с собранием около 40 тысяч предметов. Но многие ли знают о нём? При том, что с августа 2018 года музей переименован и знаменитый «ГМК» как самостоятельный более не существует…
Сегодня я хочу с вами поделиться статьёй 1926 года, с особой гордостью рассказывающей об уникальном и единственном в СССР Музее фарфора. Но прежде хочу кратко напомнить о вехах его существования.
С 1919 по 1929 год музей располагался в особняке А.В. Морозова во Введенском переулке. С 1921 года назывался Музеем фарфора. В 1929 году был переименован в Государственный музей керамики и переведен в особняк С. И. Щукина в Большом Знаменском переулке. В 1932 году коллекции музея были перемещены в усадьбу Кусково, где в 1937 году произошло объединение музеев с названием Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». С 1 августа 2018 года Музей керамики является лишь отделом «Музея-усадьбы «Кусково».
Безусловно, вся думающая общественность негодовала. Но и баррикады никто не пошёл спася гордое название «Государственный музей керамики». И причина этого объективна. Знаете ли вы музей без постоянной экспозиции? Таковой у «ГМК» не было. В Кусково постоянные экспозиции выстроены только в представлении истории увеселительной усадьбы графов Шереметевых. А Музей керамики работал и продолжает работать только в формате кратковременных выставок, чаще всего и без публикации научных каталогов. «ГМК» уже давно в тени притягательной роскоши усадьбы и на вторых, вспомогательных ролях. Так что, всё логично.
Но забывать Государственный музей керамики нельзя. Москва обладает коллекцией керамики, майолики, фаянса, фарфора, стекла и хрусталя сопоставимой по качеству и количеству с аналогичной коллекцией Государственного Эрмитажа. Это не только ценное имущество Москвы, но и достояние всего человечества!
Напишите мне в комментариях о знании коллекции «ГМК» и опыте посещения этого замечательного музея. Заранее благодарен!
P.S.: Дабы, не обижать коллег, хранителей русского и зарубежного фарфора, и не выходить за пределы своей профильной темы советского фарфора, цветные фотографии в этот раз в своей публикации приводить не буду. Не сочтите это некрологом по коллекции. Всё сохранилось и периодически показывается на выставках в Кусково. Вы можете сами их найти в профильных группах музея в социальных сетях и на портале kuskovo.museum-online.moscow
Музей фарфора // Строительство Москвы, 1926. – № 12. – С. 16–19.
Московский Музей фарфора замечателен, главным образом, своими коллекциями старого русского фарфора. Таких коллекций нет ни в одном заграничном музее, а из наших с ним соперничает только собрание Эрмитажа. Из этих коллекций музей, по существу, и вырос.
В конце прошлого столетия среди наиболее просвещенных слоев московского купечества коллекционерство стало своего рода манией. Купцы собирали иконы древнего письма, картины русских и иностранных мастеров, старинные ткани и утварь, фарфор и гравюры.
Так, из собраний братьев Третьяковых родилась, получившая мировую известность, Третьяковская галерея; так создались музеи новой западной живописи из собраний купцов Щукина и Морозова; Театральный музей, целиком собранный купцом Бахрушиным, и многие другие. Это было лучшее из того, что оставила русская буржуазия в наследство рабочему классу.
Коллекция старого русского фарфора, лёгшая в основу теперешнего музея, также была собрана московским купцом Морозовым.
Морозов не собирал «как попало». Он приобретал фарфор целыми партиями, сотнями штук, и из этих сотен отбирал единичные редкие экземпляры.
Так создалось (в период с 1895 по 1902 г.) чудесное собрание великолепного русского фарфора XVIII, XIX и начала XX века.
В 1918 году собрание Морозова было национализировано. Музей, однако, образовался позднее. Дом Морозова летом 1918 года был захвачен и сильно разорен анархистами, растащившими, между прочим, ценное собрание старинных русских тканей. Анархистов выселяли вооруженной силой, дом обстреливали. Коллекция фарфора, однако, была спасена.
Затем морозовский дом (Введенский пер., на Покровке) поочередно занимали – Комиссариат Финансов, Главархив и, отчасти, – «Красный Подарок», – организация, заботившаяся о красноармейцах, боровшихся на фронте.
Дом сильно за это время пострадал, но фарфор был сбережён.
В 1919 году морозовское собрание фарфора было поручено заботам теперешнего директора музея, С. З. Мограчёва. Организациям пришлось с особняком расстаться, и он целиком превратился в своего рода отдел керамики государственного музейного фонда.
Сюда, в Введенский переулок, свозился со всей России национализированный и реквизированный фарфор. Здесь он разбирался, выделялось из него всё редкое и ценное.
Первоначальное собрание разрослось. Подобрались коллекции иностранной керамики. Из «Музея-выставки русской художественной старины», затем «Музея русского фарфора», собрание, разросшееся и далеко вышедшее за пределы первоначальных четырех морозовских зал, заполнившее весь особняк, превратилось в 1924 году в теперешний «Музей фарфора».
Завершилась ли на этом история музея? Нет, она ещё впереди. Громадное художественно-научное значение музея (главным образом, в деле промышленного образования) ставит перед ним дальнейшую задачу – превращения в музей керамики, как таковой, чем, по существу, он является уже и теперь.
В музее в настоящее время пять отделов. Это – отделы русского фарфора, иностранного (западноевропейского и восточного), фаянса и майолики, стекла и, наконец, отдел производственно-показательный, ещё не развёрнутый: в музее тесно, нет места.
Русская коллекция, включая сюда первоначальное собрание и позднейшие прибавления, занимает в музее восемь комнат. В первой из них сосредоточены вещи средины и конца XVIII века. Вещи елисаветинской эпохи, которые можно увидеть в этом зале, это – первые вещи первого в России завода, основанного в 1744 году.
История, очень скупая во всём, что касается русского фарфора, сберегла нам имя лучшего мастера елисаветинской эпохи, Виноградова, работавшего на этом заводе в период 1747–1758 годов. Вещи, сделанные на заводе в этот «виноградовский» период, чрезвычайно редки и ценны.
Красивая, белая вычурная сахарница в зеркальной витрине русского отдела музея – это первая вещь, сделанная Виноградовым в 1748 г.
Второй русский завод – Гарднера – открылся в 1754 году. Фарфором этих заводов занято несколько витрин.
Фарфор елисаветинской эпохи – вазы, расписные сервизы, черномазые арапчата – сменяется более строгим, но не менее пышным фарфором позднейших эпох.
В следующих залах – фарфор других русских заводов.
Их представлено здесь около ста. Это уже начало XIX века, отмечаемое появлением получившего широкую известность завода Попова (1806–1869 гг.) и недолго существовавших заводов Всеволожского и Поливанова (1813–1820 гг.) и Насонова (1811–1813 гг).
Чайная посуда, большие фигурные группы, сервизы, фигурки (народные типы), талантливо выполненные и расписанные, отличают фарфор поповский и гарднеровский.
Кто работал над этими вещами? В России были иностранные мастера, особенно в первые годы работы фарфоровых заводов, но впоследствии их сменили русские.
О работе фарфоровых заводов в России архивных материалов, однако, не сохранилось, и чьими руками были сделаны все эти красивые и хрупкие чашки, фигурки и вазы, кто их расписывал так художественно, – остаётся неизвестным. Между тем, несомненно, что все это в значительной степени создано трудами русского рабочего и крепостного крестьянина.
В музее есть образцы посуды помещичьих заводов. Был, например, завод у Юсупова в селе Архангельском, который, правда, не выделывал посуды, а только расписывал «бельё», приобретаемое на других заводах. Интересны кофейный сервиз Аракчеева и детский сервиз Александра II, исполненные юсуповским заводом: они расписаны мастерами иностранцами. Есть, однако, вещи, в росписи которых чувствуется неопытная, но талантливая рука русского крепостного.
Русский фарфор расположен в музее по эпохам, и в вещах последних эпох дореволюционного периода резко ощущается упадок творчества в фарфоровом деле.
Особая витрина уделена советскому фарфору, – работам теперешнего Государственного завода периода 1920–19 23 гг., когда была предпринята увенчавшаяся успехом попытка поднять упавшее художественное творчество завода.
Здесь вещи с рисунками Чехонина и ряда других выдающихся графиков наших дней.
Фарфор западно-европейских фабрик представлен в Музее достаточно полно. Его коллекции также не случайны. Среди них много ценного, полученного из Румянцевского музея (замечательная зубаловская коллекция Севра), Эрмитажа и ряда других музеев.
Европейских заводов представлено около 20. Германский фарфор в Музее лучше того, которым владеет Эрмитаж. Собрание мейсенского фарфора является одним из богатейших.
Австрийский фарфор занимает в Музее второе место после германского. Французский – на третьем месте.
Из отдельных вещей интересны в отделе германского фарфора изделия берлинского завода – аллегорическая группа «Союз Австрии с Францией» – и нож и вилка, с расписными фарфоровыми ручками, подаренные Екатерине Фридрихом II.
Во французском отделе обращает внимание «Египетский сервиз» – дар Наполеона.
Коллекция датского фарфора – исключительная по своей ценности. В ней есть предметы, которыми не может похвалиться и Копенгагенский королевский музей (фигура Минервы).
Несколько комнат в Музее заняты фаянсом и майоликой.
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ячсастлив