Вакуумный усилитель в тормозной системе – что это и каковы признаки его поломки?
Усилитель тормозов – одна из тех деталей автомобиля, о которых знают водители, но чаще не знают, что именно он делает и насколько важно остановить автомобиль.
Большинство водителей знают, что тормозная система зависит от жидкости в трубках. Нажатие на педаль тормоза увеличивает давление тормозной жидкости, чему дополнительно способствует насос. Затем жидкость давит на суппорты, а затем на диски и тормоза автомобиля. Но есть еще сервопривод, без которого бы тормозили непредсказуемым образом. Это чрезвычайно важный, но редко ценимый элемент тормозной системы. Он также гениален своей простотой.
По форме сервопривод тормоза напоминает сплющенную металлическую банку или диск. Обычно он находится сразу за расширительным бачком тормозной жидкости. Его задача – регулировать и усиливать тормозное усилие.
Как это работает и выглядит?
В коробке находится резиновая диафрагма, разделяющая сервопривод на две части. С одной стороны, он связан с системой впуска двигателя. Он всасывает воздух, создавая вакуум. При подключении впускного отверстия к сервоприводу воздух всасывается с одной стороны банки.
С другой стороны диафрагмы баллончик открыт, поэтому он находится под атмосферным давлением. Обе половинки соединены клапаном. Обычно он открыт, и большую часть времени с сервомеханизмом не происходит ничего интересного. Сервопривод работает при запуске двигателя.
Как только водитель нажимает педаль тормоза, клапан закрывается, и диафрагма начинает выпирать в сторону. Все построено таким образом, что каждое положение педали тормоза соответствует положению диафрагмы. Кроме того, сила, с которой действуют на педаль тормоза, преобразуется в соответствующую силу, которую диафрагма передает дальше. Этот механизм также связан с главным тормозным цилиндром, расположенным рядом с устройством. Благодаря этому управление тормозным усилием осуществляется точно и уместно. Если бы не сервопривод, даже легкая педаль тормоза привела бы к резкому торможению.
Сервопривод, управляемый вакуумом во впускной системе, является изобретением бельгийского инженера Альберта Девандре. Он продал патент немецкой компании Bosch, которая распространила его по всему миру. Это решение используется до сих пор, поскольку оно надежно, долговечно и очень дешево. Принцип его работы не менялся с 1927 года – то есть почти столетие!
Отдельный вакуумный насос используется для автомобилей с турбонаддувом, дизельных, электрических и гибридных автомобилей. Он может приводиться в движение механически (от двигателя) или электродвигателем.
Как обнаружить отказ сервопривода?
Любому водителю известно, что происходит, когда он нажимает педаль тормоза при выключенном двигателе. Она сразу станет твердой, и её ход значительно сократится. Если подобное явление происходит при работающем двигателе, даже в гораздо меньшем масштабе, можно быть уверенным, что сервопривод вышел из строя;
Второй легко обнаруживаемый случай проблемы с сервоприводом – это утечки тормозной жидкости или странные звуки, возникающие поблизости. Это может указывать на его утечку. В этом случае стоит как можно скорее отдать машину автомеханику. Также будьте осторожны с тормозной жидкостью – она очень агрессивна для кожи, поэтому контакта с ней лучше избегать;
Проблема с жесткой педалью также может означать выход из строя вакуумного шланга или обратного клапана, отвечающего за возврат педали тормоза в исходное положение.
Заключение
Во многих автомобилях вакуумный усилитель тормозов можно заменить самостоятельно, и это, как правило, не проблема. Проблемы возникают, когда доступ к механизму затруднен. Бывают случаи, когда нужно демонтировать несколько других деталей.
По вопросам подбора запчастей:
WhatsApp: https://wa.me/79539455521
Telegram: https://t.me/luxedetal
Viber: https://viber.click/795394555214