Найти в Дзене
КИТЫ ИНВЕСТИЦИЙ

Как правильно оценивать самый популярный мультипликатор на фондовом рынке P/Е

P/E (Price/Earning) — этот мультипликатор показывает отношение текущей стоимости (капитализации компании) к её чистой прибыли. Иными словами за сколько лет компания окупит свою стоимость. Если P/E у Amazon 93,9 то мы готовы заплатить 93,9$ за 1$ прибыли компании.

Пример:

Текущая стоимость компании — 2 000 000 долларов, а чистая прибыль каждый год — 250 000 долларов.

Считаем по формуле: стоимость / чистая прибыль.

2 000 000 / 250 000 = 8. То есть, компании необходимо около 8 лет, чтобы окупить свою стоимость.

Чем ниже мультипликатор P/E, тем лучше:

 • Для российского рынка показатель больше 8 — это уже повод отказаться от инвестирования в такую компанию.

 • Для американского рынка характерен P/E в районе 25. Если больше — то уже необходимо смотреть на актив внимательнее.

При этом к компаниям роста данный мультипликатор не подходит, так как формула состоит из капитализации делённой на чистую прибыль, а компании роста легко могут удваивать и утраивать свою прибыль за один год в течение нескольких лет. К примеру P/E Facebook в 2013 году был выше 1000, а сейчас всего 30. 

Поэтому, чем выше текущий P/E, тем большие ожиданий закладываются в бизнес. Например, текущий P/E Теслы равняется = 1268. Но при удвоении чистой прибыли на следующий год он будет равен 600-700. 

Но очень часто бывает, что компании убыточны, тогда на подмогу приходит мультипликатор P/S (Price/Sales). Он показывает отношение текущей цены к выручке. Нормальным показателем для стандартного бизнеса считается меньше 2, а отличным — меньше 1. Это указывает на недооценённость компании.

Пример расчёта:

Текущая цена: 25 000 000 долларов, а выручка компании в год — 20 000 000 долларов.

P/S = 25 000 000 / 20 000 000 = 1,25.

Хорошая цифра, на которую можно ориентироваться.

Но растущие компании часто оценивают в 12 или даже 20 годовых выручек, чтобы понять плохо это или хорошо, то необходимо всегда сравнивать с прямыми конкурентами в данной отрасли и это относится к любым мультипликаторам. Нельзя сравнивать банки и нефтедобывающие компании или здравоохранение с ритейлом. И уже после этого можно делать выводы.

Больше полезной информации можно найти в нашем телеграм-канале