Около 2000 россиян в год получают обвинительные приговоры за самооборону.
Людей по всей стране сажают за то, что они пытаются обезопасить себя и своих близких. Оправдательных приговоров в таких делах единицы.
"Оправдательных приговоров в таких делах единицы" - говорит Игорь Шмелев, заместитель председателя правления Общественного движения Право на оружие. Попробуем разобраться в проблеме и выяснить, как защитить себя от преступника и не попасть за решетку.
«В большинстве случаев приговоры носят обвинительный характер. В России оправдательных приговоров вообще по все делам — 0,4%»
Удерживал в заложниках.
Прошлой осенью гражданская жена 25-летнего жителя Новосибирска Дмитрия Ермакова Наталья пошла к подруге своей матери вместе с полуторагодовалым ребенком. Мать Натальи злоупотребляла алкоголем, редко ночевала дома. Наталья давно не видела мать и решила принести ей продукты. В доме подруги матери Павел, один из друзей этой женщины, запер Наталью с ребенком в комнате, позвонил Ермакову и потребовал привезти алкоголь и деньги. Только после этого он был готов отпустить Наталью и ребенка. Ермаков приехал в квартиру матери подруги Натальи и стал требовать, чтобы Павел отпустил девушку и ребенка. Павел отказался и продолжал требовать выкуп. Между мужчинами началась драка. В процессе потасовки Павел упал на пол, ударился виском и умер.
«В большинстве случаев приговоры носят обвинительный характер. В России оправдательных приговоров вообще по все делам — 0,4%»
«Ермакова обвинили в причинении смерти по неосторожности и посадили на восемь лет несмотря на свидетелей, которые утверждали — действия Павла угрожали жизни и здоровью семьи Ермакова. Решение, которое вынес судья, я считаю, очень суровым. Мой клиент защищал своих близких. Такие несправедливые решения возможны из-за несовершенства законодательства. Пределы необходимой обороны регламентируются Уголовным кодексом, а именно — статьей 37. Эта статья сформулирована неточно, поэтому судьи очень часто принимают решения, исходя из собственных представлений. В большинстве случаев приговоры носят обвинительный характер. В России оправдательных приговоров вообще по все делам — 0,4%.», — говорит адвокат Ермакова Роман Назаров. Сейчас Назаров подал апелляцию на решение суда и хочет привлечь общественное внимание к делу своего клиента. Говорит, что только внимание со стороны общества и СМИ может изменить решение суда.
Семь лет строгого режима.
25 000 человек подписали петицию в защиту другого жителя Новосибирска, Виктора Ганчара. Неоднократно судимый Артем Галкин позвонил в его квартиру. Ему открыла дочь Ганчара, она ждала подругу и не посмотрела в глазок. Галкин схватил девочку за руку и стал оглядывать квартиру. Ганчар выбежал на крик девочки, вытолкнул Галкина на лестничную клетку и закрыл за собой дверь. На площадке Галкин представился новым участковым и потребовал предъявить документы. Ганчар не поверил Галкину, потому что тот был в состоянии алкогольного опьянения, и попросил покинуть дом. Галкин ударил Ганчара по лицу. Ганчар ногой отбросил Галкина к стене. Галкин упал и больше не двигался. Тогда Ганчар вернулся в квартиру. Через сорок минут дочь Ганчара посмотрела в глазок входной двери, увидела, что Галкин не движется. Она вызвала скорую помощь. Медики пытались спасти Галкина, но он умер от разрыва печени. Судья отказал Ганчару в праве на необходимую оборону и осудил его по статье № 111 «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью» на 7 лет строгого режима.
«У меня нет до сих пор понимания, почему суд вынес такое жестокое решение. Ганчар защищал от пьяного преступника своих детей. Кроме 14-летней дочери в квартире был еще 4-летний ребенок. Прокурор пытался доказать, что Галкин и Ганчар знакомы. Единственное подтверждение этого факта — мужчины раньше жили в одном общежитии. Никаких других свидетельств, что Галкин и Ганчар виделись до столкновения, предоставлено не было. На Галкина правоохранительными органами была дана характеристика негативного характера, но ее к делу не присоединили. Галкин имел судимость за грабежи и продажу наркотиков. Ганчара характеризуют как человека положительного во всех отношениях. Есть основания думать, что скорая действовала неправильно, когда спасала бывшего наркоторговца. Например, дыхательную трубку врачи вставили в пищевод. Потом они усиленно живот вправляли, это могло усугубить травму печени». — говорит Владимир Карпов, адвокат Ганчара.
Закон как хайку.
Карпов рассказывает, что доводы защиты суд игнорировал. На решение судьи повлияло то, что драка произошла за пределами квартиры Ганчара. «Но в законе нет такого ограничения, это личное соображение судьи. Статья № 37 УК РФ „Необходимая самооборона“ — как японское хайку. Трактуй, как хочешь. Эта статья написана слишком кратко, там всего четыре положения. Она не достаточно точно проясняет время начала и окончания действия самообороны, степень угрозы для жизни и здоровья обвиняемого. Требуется отдельный законодательный акт, посвященный вопросам самообороны. Сейчас суды выносят решения произвольно. И, как правило, они носят обвинительный характер. В России оправдательных приговоров по всем делам — 0, 4%», — говорит Владимир Карпов.
«Следствию интереснее поставить себе галочку за предумышленное убийство и посадить человека надолго»
Он утверждает, что чаще всего в таких ситуациях возбуждают дело по тяжким статьям УК. Максимальное наказание за превышение пределов необходимой самообороны — год. «Следствию, видимо, интереснее поставить себе галочку за предумышленное убийство и посадить человека надолго. Прокуратура запрашивала для моего клиента 11 лет», — говорит Карпов.
Юлия Ганчар, жена Виктора Ганчара, собирается добиваться пересмотра дела мужа. Семья Ганчара недавно взяла ипотеку для покупки квартиры. Без заработка мужа Юлия с детьми могут оказаться на улице.
Игорь Шмелев говорит, что сейчас любой человек, вставший на защиту себя или своей семьи, может оказаться за решеткой. «Нападение происходит неожиданно, и гражданину, который вынужден обороняться, очень трудно защищаться и одновременно думать, какую ответственность он будет нести перед законом после столкновения», — говорит Шмелев.
Он все же дает рекомендации, которые снижают вероятность обвинительного приговора, если нападающий получил тяжкие телесные повреждения или умер:
1. Когда противодействие закончилось, нападающий упал и не подает признаков жизни, нужно сначала позвонить хорошему адвокату
2. Потом вызвать скорую и, если есть возможность, оказать медицинскую помощь пострадавшему, чтобы избежать обвинения в оставлении человека в опасности
3. Обязательно самому вызвать полицию
4. До прибытия адвоката никаких показаний не давать, от услуг государственного защитника отказаться
«Сейчас, к сожалению, выбор у людей, которые вынуждены давать отпор преступникам, небольшой: либо вы лежите вместе со своим семейством, либо вы сидите. Нет пока в нашей стране понимания, что жизнь — это самая большая ценность. Защита своей жизни — главное право каждого», — говорит Шмелев.
Капитан полиции в отставке Алексей Гаранин дал свои рекомендации, как спасти себя и не сесть:
Всё, что написано в статье — к сожалению, правда. И обвинительный уклон нашего правосудия известен давно и всем, включая сотрудников МВД. Я помню, как мне выкручивали мозги из-за первого мной задержанного преступника, потому что я, защищаясь от его ножа, сломал ему руку. Три месяца я в прокуратуру, как на работу, ездил, включая и выходные. У меня выходной, я с ночи — не волнует, явиться!
Первое: учитесь правильно описывать ситуацию и свои действия. Правильно — не значит правдиво, кстати. Правильно — значит так, чтобы к вам было максимально сложно предъявить претензии. Никто за язык не тянет — не сажайте себя сами! Ганчару — кто тянул его за язык с рассказом о том, что он толкал нападавшего ногой? Вытолкал из квартиры и закрыл дверь, получив удар в лицо. Точка. На лестницу хмырь сел сам, а не упал! Ударов не наносил! Толкал в плечи. Одежда хмыря была испачкана, похоже было, что он где-то подрался. Вот — правильная, хотя и не совсем правдивая версия. Помните — каждое сказанное вами слово не может быть, а обязательно будет использовано против вас!
Не ваша задача — облегчать жизнь следователю. Это его задача — доказать, что и как произошло! Не знаете, что говорить — заткнитесь и молчите, ст. 51 Конституции РФ позволяет. Отказывайтесь от дачи показаний, как минимум — до того, как посоветуетесь с адвокатом. Имеете полное право не давать показаний вовсе или частично. Запомните это!
Второе: в ситуации самообороны в отсутствии свидетелей — в жизни всё не так, как в кино! Шансов вас найти негусто. Более того, даже если найдут, своё бегство с места происшествия смело объясняйте стрессом и испугом — не понимал, мол, что делал. Доказать обратное следователю не так уж легко, а помогать ему «срубить палку» (раскрыть дело и направить в суд) вы не обязаны!
Третье: обдумывайте всё, что будете говорить и всё, что говорят вам, не принимайте скоропалительных решений.
Полный вариант и обсуждение: