В Советском Союзе ещё до войны образовался прогал по грузоподъемности грузовиков. Были лёгкие газовские пикапы, перевозившие груз массой до 300 кг и «полуторки» ГАЗ-АА. Промежуточная ниша была свободной. Благодаря этому, уже после войны, в Ульяновске начали готовить первую самостоятельную разработку, - однотонный грузовичок УАЗ-300, который оснастили 4-цилиндровым 50 сильным двигателем М-20 от Победы и односкатными задними колесами. Двигатель агрегатировался с разработанной на УАЗе 4-ступенчатой коробкой передач, которую изготовили, правда, на ГАЗе в виду отсутствия оборудования в Ульяновске. Первый опытный экземпляр построили, как водилось при СССР (да и сейчас вернулось), к празднику, в большой спешке и суматохе, но 7 ноября 1949 г. машина вышла на парад. Второй экземпляр был готов к 1 мая 1950 г. Силовая структура кабины (каркас) была выполнена аналогично кабине ГАЗ-51. Общие стилистические решения были выдержаны в духе американских автомобилей, своё влияние оказали постав