Найти в Дзене
Автомобили СССР

С чего начинался РАФик (РАФ-251, 251С, 251Т, 976)

Рижская автобусная фабрика, наверно, рекордсмен по количеству наименований в период существования СССР, - с 1947 по 1991 гг. их был аж семь. От «Опытные мастерские Сталинского Райпромкомбината» в 1947 г. до «Завод микроавтобусов РАФ им. XXV съезда КПСС» с 1976 г. и история это производства, несомненно, заслуживает объёмного и глубокого отдельного повествования. Мы же с Вами пока коснемся только автомобильных истоков этого ныне исчезнувшего замечательного предприятия.

А началось всё «латвийское автомобильное» в 1951 г. с ремонта кузовов автобуса ГАЗ-03-30. В 1954 г. завод перешел на изготовление автобусов по проекту ГЗА-651 на базе готовых шасси ГАЗ-51 и назывался он здесь РАРЗ-651. За 2 года, 1954-1955 гг. было выпущено 445 единиц. Примечательно, что часть из них добиралась из Горького до окраин Риги своим ходом. Вы только на секунду представьте себе это…1400 км дорог 1954 г., под тобой всего лишь открытое всем ветрам шасси, Сталин уже умер, Берия уже выпустил по амнистии уголовников, а впереди робкие надежды на что-то светлое… А когда же на Рижском заводе автобусных кузовов, так он тогда назывался, создали свой первый собственный автобус?

А в этом же 1954 г. и был это РАФ-251, 22-местный автобус вагонной компоновки с двумя двухстворчатыми автоматическими дверьми (роскошь!). Эдакиий тогдашний ПАЗ-3205, но только с душой и робкой надеждой на что-то светлое…А в 1955 г. его уже приняли к серийному производству, естественно, в понимании того времени - серийному.

Рисунок. РАФ-251 в раннем исполнении, 1955 г.
Рисунок. РАФ-251 в раннем исполнении, 1955 г.

Каркас кузова выполнялся из дерева (если повезет, то из лиственницы), обшивался дефицитным стальным прокатом и базировался на удлиненном спереди и сзади шасси ГАЗ-51А и имел габаритные размеры 6696x2450x2700 мм. Двигатель располагался рядом с водителем, естественно, был он ГАЗ-51, - рядный 6-цилиндровый, нижнеклапанный, бензиновый, карбюраторный объемом 3,5 л. и мощностью 70 л.с. при 2 800 об/мин, КПП механическая четырехступенчатая, тормоза гидравлические (!) барабанные, подвеска всех колес на продольных рессорах. В салоне могло разместиться 29 пассажиров, из них 22 сидело (в то время это слово еще имело очень сильное второе значение).

РАФ-251 в позднем исполнении, 1957 г.
РАФ-251 в позднем исполнении, 1957 г.

На базе РАФ-251 создали несколько модификаций: РАФ-251С-служебный автобус с одной автоматической дверью посередине на 27 сидячих мест, РАФ-251Т-грузопассажирская версия на 14 человек и 800 кг. поклажи в двух вариантах, - закрытом и открытом (пикап). В серию пошел первый вариант. Но представляете что это была за машина?! Сейчас никто ничего подобного даже близко не делает, - автобус-пикап, вот что значит надежда на что-то светлое впереди! Чуть позже стали выпускать укороченный РАФ-251, который отдельного обозначения не имел.

Отреставрированный РАФ 251С в позднем исполнении с распашной дверью.
Отреставрированный РАФ 251С в позднем исполнении с распашной дверью.
РАФ-251Т фургон
РАФ-251Т фургон
РАФ-251Т пикап
РАФ-251Т пикап

Автобусы курсировали, в основном по Прибалтике, грузопассажирские версии трудились в качестве такси и на почтовых перевозках

Производство было прекращено в 1959 г. и было выпущено 1 460 экземпляров всех модификаций, из них 51 - грузопассажирских 251Т. Ещё полтора года с 1959 по 1960 гг., их выпускали на Авторемонтном заводе №1 Латвийской СССР под индексом РАФ-976 и выпустили по разным данным 345/374/399 экземпляров.

Как минимум 3 автобуса, все РАФ 251С, но уже с обычными распашными дверьми в позднем исполнении дошли и до наших дней, находятся в Москве, Санкт-Петербурге и Риге. У меня же есть свой уменьшанный в 43 раза, - РАФ-251 в раннем, самом нарядом исполнении, с ещё прикрытыми фальш-бортами колесами. Смотришь на эти «барбухайки» и сердцу радостней и впереди есть что-то светлое…!

-6

**Спасибо за лайк и подписку**

Легковые грузовики Победа (М-20) и Волга (М-21)
Квадрат после круга. Картины Малевича (ЛАЗ 696, 698, 4202, 42021, 42022)