Завод «Чеченавто» уже на протяжении многих лет ведется разработку багги линейки «Чаборз». В 2017 году здесь развернулось серийное производство машин модификации М-3. Объем выпуска составляет порядка 30 единиц техники ежемесячно. В том же году была представлена шестиместная модель М-6.
Как утверждает производитель, багги главным образом предназначены для ведения контртеррористической борьбы в условиях горной местности. Со слов разработчика, мобильность и компактность техники позволяет ей быстро и неожиданно нападать на позиции противника, после чего мгновенно отходить.
Так, М-3 при массе в 1270 кг развивает скорость в 130 км/ч. Силовая установка представлена двигателем ВАЗ 98 л.с. Полезная нагрузка достигает 450 кг. Машина может принять трех бойцов в полной амуниции. Возможна установка 7,62-мм пулемета и гранатометов АГС17 или АГС30.
Некоторые эксперты достаточно скептически относятся к данному виду боевой техники, считая, что она может использоваться лишь в единичных случаях при проведении узкого круга операций. Настойчивость Главы Чечни Рамзана Кадырова при продвижении «Чаборза» рядом критиков трактуется как попытка защиты интересов местного производителя или объясняется его желанием поддерживать тесные связи с высокопоставленными представителями российских спецслужб, которые привлекаются к разработке данной техники.
При обсуждении ТТХ машины критика в первую очередь концентрируется на отсутствии брони, что оставляет экипаж или десант практически без защиты даже перед лицом самого слабо вооруженного противника. Однако посмотрим, как выглядят иностранные аналоги самых последних разработок.
Например, минобороны Франции на полях проходящей в настоящее время в Париже выставки Eurosatory-2018 представило автомобиль Fardier («Телега») с колесной формулой 4х4 типа SOV, то есть предназначенный для проведения специальных операций. Как пояснили военные, предполагается, что программа испытаний новой техники начнется в 2019 году совместно с французскими силами специальных операций (SOF).
Fardier может нести в качестве вооружения пару 7,62-мм пулеметов. Техника способна буксировать 350 кг оборудования, например, 120-мм миномет. Она имеет 2,5 м в длину и 1,5 м в ширину. Экипаж представлен 2 чел. Имеется место для размещения одного пассажира. Общая масса автомобиля составляет 1940 кг. Он оснащен двигателем Kohler KDW1404, который позволяет достичь максимальной скорости 60 км/ч.
После успешного завершения испытаний, которое ожидается до 2020 года, планируется, что в общей сложности 300 единиц Fardier будут проходить службу в COS. С 2021 года предполагается начало поставок в воздушно-десантные подразделения французской армии.
Использованы фотографии: РБК ; https://ya-kadyrov.livejournal.com ; http://www.janes.com