Депрессии у детей и подростков
Нет ничего более противоестественного, чем ребенок в депрессивных переживаниях. Ребенок должен быть жизнерадостным, подвижным и любознательным – это закон природы! Погруженный в мрачные мысли, отказывающийся от пищи и игры, тоскливый ребенок, требует обязательного внимания. Если его не удается отвлечь от депрессивной погруженности в себя, если подобные состояния становятся преобладающими в его поведении на многие часы и целые дни – обязательно надо обращаться за помощью к специалистам. Застревание в одном эмоциональном фоне, в одном переживании – очень нехороший признак, особенно у детей. Сложно еще и то, что ребенок вплоть до 10-11 лет плохо осознает и анализирует свой внутренний мир, свое эмоциональное состояние. Грызущая его депрессия, тоскливое настроение, могут быть истолкованы родителями как физическое недомогание, болезнь. И начинаются «больничные марафоны», от специалиста к специалисту, каждый из которых находит что-то своё, а ребенку не становится легче.
Как бы странно это не звучало, но лечение ЛЮБОГО ЧАСТО БОЛЕЮЩЕГО РЕБЕНКА должно начинаться с КОНСУЛЬТАЦИИ ПСИХОЛОГА! Но если депрессивный ребенок – это противоестественно и опасно, то депрессивный подросток – это просто страшно!
Подавляющему большинству подростковых самоубийств (более 95%) предшествовал эпизод депрессии продолжительностью 2-3 недели. Нужны ли еще какие-то пояснения? Может ли быть что-то страшнее, чем гибель ребенка?
Детские истерики
«Хочу машинку!!!!! Красную!!! ХОЧУ!!!!» - полненький мальчик в яркой футболке и шортиках катается по полу в супермаркете, вопя и стуча ногами. Над ним стоит багровая от стыда мать, не способная унять юного эгоиста. Подоспевший отец награждает крикуна звонкой затрещиной, прерывающей истерику, но теперь отец оказывается в центре внимания: «Как можно бить детей! Какие вы родители!»
Хотелось бы вам оказаться в подобной ситуации? Кстати, а в недалеком будущем, с развитием ювенальной юстиции в нашей стране, примененный «метод лечения истерики» может закончиться и судебный разбирательством и вмешательством органов опеки… Избавиться от привычки ребенка добиваться своих целей с помощью истерик очень сложно. Для ребенка это очень удобный и эффективный способ манипуляции взрослыми, срабатывающий с надежностью закона земного притяжения. С чего бы ребенку от него отказываться? Из-за непонятных по возрасту этических требований «приличий», «уважения», «так нельзя»? Ребенок и так знает, с кем нельзя провернуть этот фокус – а с кем можно.
Терапевтическая работа с детскими истериками просто необходима. Появившись и закрепившись, такая модель поведения не уйдет сама по себе. Ребенок просто так не откажется от удобного и эффективного способа удовлетворения своих желаний – потому что для него это действительно УДОБНО и ЭФФЕКТИВНО. Детские истерики требуют серьезных усилий для удаления из поведения ребенка. Редко родители способны справиться с этим самостоятельно. Консультация психолога необходима. Психологическая работа, изменяющая у ребенка устоявшиеся стереотипы неподобающего поведения, требуется обязательно. Хотя бы просто потому, что психолог – «человек со стороны», а не один из родителей и близких, кто уже включен ребенком в список «поддающихся воздействию»…
Нервные тики
Вы обратили внимание, что ваш ребенок странно жмурится? Подергивает плечом? Передёргивается как от озноба? Делает странные движения? Возможно, это нервный тик. Нервный тик – это повторяющееся в неизменном виде (стереотипное) непроизвольное простое движение. Причиной нервного тика обычно оказывается психотравма или длительно существующее психологическое напряжение. Реже – поражение мозга в результате травмы или болезни. Еще реже – наследственные причины (например, синдром Туретта). Диагноз нервного тика должен ставить врач-невролог, а вот в лечении первая роль принадлежит психотерапевтическим методам. Без выяснения причин психологического напряжения и устранения последствий психотравмы нервный тик сам не уйдет. Чем дольше существует нервный тик – тем сложнее от него избавиться.
Панические атаки
Подростковый возраст – очень сложный возраст. Ребенок ищет свое место в будущем взрсолом мире и в коллективе сверстников, ищет себя и свой путь. Это сложный социальный и личностный процесс происходит на фоне гормональной перестройки и созревания организма. Не удивительно, что в этот ответственный момент, могут возникать «срывы» нервной регуляции организма, который известны как «панические атаки». Паническая атака развивается как приступ необъяснимого или обусловленного ситуацией интенсивного страха (паники) или сильного внутреннего напряжения (подросток может просто не признаться, что они испытывает страх). Это сопровождается сердцебиением, потливостью, одышкой, тошнотой, слабостью и головокружением, предобморочным состоянием. Достаточно 1-2 таких приступов, чтобы к панической атаке присоединился страх самой панической атаки, страх попасть в постыдную ситуацию из-за развивающегося приступа, страх смерти. И вот этот «букет страхов» будет преследовать подростка и тогда ,когда физическое состояние давно стабилизировалось и поводов для возникновения приступов нет. Разорвать кольцо «паническая атака вызывает страхи – страхи вызывают паническую атаку» только лекарственными препаратами невозможно. Обязательно нужна психотерапевтическая работа, которая только и может избавить подростка от страхов.
Расстройства настроения
Каждый человек находится в непрерывном состоянии смены настроений. Это совершенно естественно. Настроение – это эмоциональный фон нашей жизни, а свойство эмоций таково, что невозможно долго испытывать одну и ту же эмоцию. Но естественная смена настроений может приобретать предельную напряженность, когда ребенок (или взрослый человек) переходит из одной крайней эмоции в другую без всяких внешних причин – от крайнего возбуждения с жаждой деятельности и приподнятым настроением к глубочайшей депрессии, с отказом от еды и движения, мрачнейшим настроением, ничтожной самооценкой, умалением итогов своей деятельности и полным отсутствием жизненных перспектив. Реже интенсивно проявляются другие эмоции: страх, тревога, злоба, восторженность. Но любое ЗАСТРЕВАНИЕ в предельном, максимальном переживании эмоции – повод для серьезного беспокойства близких. Это с очень большой вероятностью может быть признаком психиатрического заболевания, его предвестником или дебютом. В случае же, если психиатры не находят патологии – интенсивные и предельные колебания настроения требуют глубокого исследования личностных причин, вдумчивой работы психоаналитика или психотерапевта. Фармакологические успокаивающие средства могут приносить облегчения, но личностная проблема, вызывающая эмоциональные срывы по прежнему остаётся с человеком.
Страхи (фобии)
Каждый человек испытывает страх. Это совершенно нормальная реакция психики и организма на угрозу, помогающая эту угрозу преодолеть. Страх – адаптивная реакция ,способствующая выживанию человека. Но в некоторых случаях страх может приобретать патологическую, болезненную форму, оказываться направленным на бессмысленную, абсурдную или ничтожную причину. Так, ребенок, испуганный крупной собакой (реальная опасность), начинается бояться всех собак (генерализация страха), в том числе – игрушечных, нарисованных и на экране (абсурдность страха). Более того, объект страха может находиться в постоянном фокусе внимания ребенка, он постоянно думает о нем. И надо сказать, что в некоторых случаях патологические генерализованные абсурдные страхи могут быть предвестниками развития серьёзных психических заболеваний. Если ваш ребенок чего-то постоянно боится – то этот страх заставляет его страдать. Эту ситуацию надо немедленно решать. Психологическая помощь при детских страхах может быть заключаться в считанных сеансах работы с ребенком – а может потребовать и длительной коррекции, если страх закрепился. Чем быстрее начнется качественное лечение – тем выгоднее ребенку. Не оставляйте ребенка с его страхом!
Тревога и тревожность
Ребенок приходит по ночам спать в родительскую постель? Отказывается засыпать в одиночестве? Не отпускает маму на работу? Боится оставаться один? Проявления детской тревожности очень разнообразны. Что в них общего, так это размытость представлений о том СТРАШНОМ, что может случиться. В отличие от страхов и фобий, которые пугают именно сейчас и именно конкретным объектом (собака, темнота, тесное помещение, незнакомые люди), переживания тревожного ребенка направлены в будущее и на предотвращение НЕВЕДОМОЙ угрозы или неприятности. У тревожного ребенка бессмысленно искать причину тревоги. Конкретной причины обычно нет. Просто таковы психологические особенности ребенка – он личностно направлен на предотвращение неприятностей и разочарований. Но было бы ошибкой оставить все как есть. Если тревога захватывает ребенка, если он цепляется за юбку матери вместо того, чтобы расширять границы своего мира, если он постоянно следит, где находятся близкие люди, вместо того, чтобы быть захваченным игрой – это очень плохо! Ребенку нужна помощь в том, чтобы научиться справляться со своей тревогой. Его надо научить пользоваться своими личностными способностями так, чтобы они ПОМОГАЛИ ему жить, а не мешали развиваться. Здесь ОБЯЗАТЕЛЬНО нужна консультация психолога и вдумчивая терапевтическая работа по научению ребенка. В противном случае тревожность начнет негативно сказываться на развитии ребенка, потому что он будет отказываться от изучения окружающего мира в пользу мнимой безопасности.
#страх #тревожность #нервный_тик #панические_атаки #фобии #депрессии #дети #неврозы #навязчивые_состояния — это всё темы, о которых нужно говорить, писать и задумываться. Моя задача — писать об этом.
Читайте об этом здесь, подписывайтесь на канал "я про детей" и ставьте лайк, чтобы увидеть больше подобной информации.
Хорошего дня!
С уважением к вашему интересу, детский психолог Ася Колбасина