Текст: Сергей Удачин, Фото: Кирилл Калапов
Миловидный паркетник Citroen C3 Aircross продаётся в нашей стране уже больше двух с половиной месяцев. Впервые познакомиться с ним мне посчастливилось незадолго до официального старта продаж - в рамках первого российского тест-драйва модели ещё в феврале. Тогда этот симпатяга очаровал меня и других автожурналистов. Маленький «Ситро» зарядил нас позитивом, увлёк озорным характером, весёлым жужжанием трёхцилиндрового турбомоторчика, азартной управляемостью и заставил улыбаться вопреки угнетающей дождливой погоде.
Но, несмотря на кучу эмоций и впечатлений от поездок за рулём и на пассажирском сиденье по серпантинам Краснодарского края, к C3 Aircross накопилось достаточно вопросов, ответов на которые сразу не нашлось. Ведь нам не удалось оценить приспособленность маленького стильного кроссовера к тесноте городских улиц и парковок, на которых ему предстоит обитать наибольшую часть времени. А ещё мы не успели освоить все его навороты, коих в топовых тестовых автомобилях предостаточно. По этой причине решено было взять паркетник на тест-драйв ещё раз.
Но теперь мы устроили автомобилю городское испытание, чтобы не оставить «белых пятен» в его личности. А за одно задались вопросом, какая из конфигураций этой модели оптимальна для покупки? Ведь одних только комбинаций оформления внешности насчитывается 90! Плюс три комплектации, три мотора на выбор, пара коробок передач и список опций, заметно увеличивающих изначально вполне привлекательный ценник модели. И это, вероятно, одна из причин, почему почти за три месяца C3 Aircross всё ещё не встречается на дорогах.
Пожалуй, нет смысла вновь перечислять все дизайнерские «фишки» этого «мимимишного» паркетника. Он также красочен, забавен и оригинален в антураже мегаполиса, как и на загородных трассах. С той лишь разницей, что теперь C3 Aircross притягивает взгляды куда большего количества людей. Он вызывает интерес как у стоящих по соседству в пробках водителей, так и у проходящих мимо пешеходов. Побуждает тех и других оборачиваться и разглядывать машину в деталях. А некоторых даже фотографировать её на смартфоны. Да, было и такое.
Новый C3 Aircross для его владельца в городе - не только генератор хорошего настроения в любую погоду, но и самый короткий путь оказаться в центре внимания. Причём не так важно, где вы и что делаете: лихо маневрируете между машин на стоянке у гипермаркета, с лёгкостью паркуетесь в автоматическом режиме «без рук» в тесном дворе возле дома или же мчите по оживлённому проспекту с открытым панорамным люком. Привыкайте к тому, что вы звезда! И, судя по неспешному распространению модели у нас в стране, ещё долго ею будете.
Жестковатая подвеска, из-за которой кузов на разбитых дорогах в пригороде изрядно потряхивало, в мегаполисе с хорошим и гладким асфальтом показала себя достойно. О своей невысокой энергоёмкости ходовая напоминает разве что редкими, но ощутимыми встрясками на «лежачих полицейских», да пробоями на крупных ямах с острыми краями. Во всех остальных случаях зажатые на спортивный манер ради минимизации кренов и раскачек кузова подвески вполне комфортны. А как с ними здорово машина держит дорогу и прописывает повороты. Словно и не на кроссовере едешь!
Да и самый мощный, а заодно самый оптимальный из трёх двигателей, – 110-сильная «турботройка» 1.2 из семейства PureTech –весьма неплох в городе. С ним машинка шустра и маневренна в потоке, хороша если нужно кого-то обогнать. А ещё этот маленький моторчик на удивление экономичен. Средний расход топлива по городу у нашего кроссовера оказался даже ниже заявленного паспортного – 7,8 против 8,1 л/100 км. За это следует благодарить в том числе 6-ступенчатый автомат Aisin, работающий в тандеме только с этим бензиновым турбомотором, стрекочущим на холостом ходу, как маленький дизелёк. Передачи коробка щёлкает быстро и плавно.
Несогласованность, выражающаяся редкими пинками из-за подтыкания ступени невпопад, как у «робота», заметна только в режиме «ползком по пробкам». При такой езде двигатель чаще работает в диапазоне до 2000 об/мин, когда его вибрации максимальны и могут чувствоваться даже в салоне. А переключения между первыми передачами в районе 1500 об/мин, при которых турбина помогает мотору развить максимальный крутящий момент, лишь усугубляют этот эффект. Ситуацию в корне меняет выбор спорт-режима коробки. В нём в основном поддерживаются обороты от 2000 и выше, при которых силовой агрегат не резонирует с машиной, работая ровно и тихо.
Маневрировать в плотном потоке на C3 Aircross невероятно легко. Кроссовер, выглядящий со стороны пухлым с раздутыми, словно от укусов пчёл, щеками и кажущийся крупнее своих однокласников Nissan Juke и Kia Soul, на самом деле совпадает с ними по габаритам один в один. Его довольно высокая для города посадка позволяет смотреть вперёд над крышами некоторых легковушек. А благодаря большим окнам и охватывающим практически всю картину по бокам зеркалам за рулём чувствуешь себя уверенно. При этом ещё и электронника время от времени помогает.
Система контроля за «слепыми» зонами, если что, подмигивает огоньком в боковом зеркале. Функция слежения за рядностью пикнет при пересечении разметки без включённого поворотника, приняв манёвр за случайный. А ещё система экстренного торможения периодически зажигает на приборке красную надпись о приближении к едущей впереди машине. Но помощники, призванные следить за усталостью водителя и распознавать дорожные знаки, никак себя не проявили. Первый предательски молчал, как я только его не провоцировал, а второй никак не хотел узнавать на обочине предупреждения об ограничениях скорости.
За этих ребят вряд ли стоит переплачивать. Зато бесключевой доступ работает отменно! Если в некоторых автомобилях сенсоры на ручках опознают владельца с переменным успехом, то C3 Aircross ни разу не посмел проигнорировать приложенный палец. Отдельной похвалы заслуживает автоматический парковщик. Этого молодца одобрила вся моя семья. Ребёнок даже заявил, что электроника паркуется также здорово, как и папа. Алгоритм работы простейший – активировав автопарковщик в меню на дисплее, надо выбрать, как поставить автомобиль, и указать машине поворотником с какой стороны искать свободное место.
А дальше, только следуя указаниям на дисплее, включать «драйв» или задний ход, а ещё вовремя нажимать «газ» и «тормоз». Единственная претензия к системе состоит в том, что кнопок её активации нет под рукой. Каждый раз нужно лезть в меню. Впрочем, паркуемся мы не так уж часто, чтобы это раздражало. А вот настройки климатической системы, которые также необходимо всё время вызывать из меню или постоянно держать на экране, чтобы скорректировать скорость, температуру или направление обдува, не очень удобны. И как раз они-то востребованы чаще.
Интерьер C3 Aircross – отдельная история. В мегаполисе неизбежно приходится проводить много времени в машине, стоя в заторах и глухих пробках. Поэтому удобство и продуманность, дизайн и навороты в автомобиле очень важны. И по этой части к салону паркетника невозможно придраться. Французы – признанные мастера делать красиво и удобно, обходясь простыми и недорогими материалами. Весь пластик в машине жёсткий, звонкий и скользкий, но сформованные из него панели настолько классно смотрятся, что о том, из чего они сделаны, думаешь в последнюю очередь. Или не думаешь вовсе.
Салон кроссовера выглядит, как у концепт-кара с подиума. Взять хотя бы усечённый снизу пухлый руль, 7-дюймовый экран мультимедиа похожий на большой планшет, ручку стояночного тормоза причудливой формы или «дырявый» рычаг коробки передач. Плоские сиденья с контрастной строчкой и яркими акцентами на спинке выглядят скорее творчеством дизайнеров, чем работой инженеров. Но они при совсем не анатомической плоской форме почти без боковой поддержки на самом деле комфортны. Опускаясь в мягкие объятия водительского кресла, даже не жалеешь об отсутствии у него поясничного упора.
Удобно усевшись в C3 Aircross, время от времени невольно любуешься обстановкой в машине, удивляешься уместности там и здесь разных ниш, полочек с прорезиненной поверхностью и карманов. Эта красота и звучит-то здорово. И речь не о приличной акустике с эквалайзером и цифровой обработкой звука от фирмы Arkamys, а о простейших сервисных сигналах. Например, включённый поворотник не пикает и не щёлкает, как в большинстве машин. В C3 Aircross его работа напоминает звук лопающихся пузырьков. Все эти маленькие приятные мелочи в машине можно перечислять ещё долго.
Это и огромный панорамный люк почти во всю крышу, на половину открывающийся с помощью электропривода и позволяющий ощутить ветер в волосах, как в кабриолете. И выдвижные роль-шторки от солнца в задних дверях, которые в жару пригодятся даже при наличии тонировки у машины. И продольно двигающийся по частям на 15 см задний диван с регулировкой спинок по углу наклона. И двухуровневый пол в багажнике. Словом, в такой машине с хорошим настроением и улыбкой на лице можно сколь угодно долго просидеть в многочасовых пробках!
Вот только в большинстве своём эти приятные мелочи – опции. Большинство из них нельзя получить в базовой версии Live от 1287000 рублей. Если же бездумно набирать их в средней комплектации Feel с нашим турбомотором и автоматом, то вместо начальных 1352000 рублей машина обойдётся в 1595000 рублей. А топовая версия Shine с полным набором оснащения и таким же силовым агрегатом встанет в 1688000 рублей. Наш тестовый автомобиль, к слову, стоит немногим меньше – 1655000 рублей - поскольку у него не двухцветный кузов, и салон обтянут тканью, а не кожзамом.
Какую же тогда версию предпочесть и что из опций выбрать, дабы цена была адекватной, а машина выглядела также ярко и привлекательно? На самом деле для непритязательных к наворотам вполне подойдёт и базовый C3 Aircross Live одного из доступных ярких цветов. С обогревом передних сидений и противотуманками с «турботройкой» и автоматом он обойдётся в 1324000 рублей. Варианты с менее мощными бензиновым атмосферником 1.2 или дизелем с МКП в городе видятся куда менее привлекательными, хотя и стоят дешевле на 188000 и 102 000 рублей соответственно.
Куда интереснее машина в средней версии Feel даже на стальных 16-дюймовых колёсах с простейшим тканевым салоном. Добавив к её оснащению пакет салонных «полезняшек» Family со сдвижным диваном и шторками на окнах за 30000 рублей, бесключевой доступ за 12000 рублей, парктроник с камерой заднего вида за 28000 рублей, обогрев лобового стекла с датчиком дождя за 10000 рублей и панорамную крышу с люком за 32000 рублей, вы получите, пожалуй, оптимальный по всем статьям вариант паркетника. С турбомотором и автоматом он обойдётся в 1487000 рублей.
Топовую комплектацию Shine есть смысл рассматривать, если вы хотите получить машину на легкосплавных дисках по умолчанию и намерены окружить себя всеми доступными наворотами этой модели. Наиболее интересные и полезные из них: пакет Park Assist с автоматическим парковщиком за 20000 рублей и беспроводная зарядка для смартфона по стандарту Qi за 7000 рублей. А вот переплата в 17000 рублей за проекционный дисплей сомнительна, да и в пакете Safety за 35000 рублей полезными будут лишь половина систем.
В частности, функции автоматического переключения между дальним и ближним светом, предупреждения о столкновении и экстренного торможения. Впрочем, если выбирать дополнительное оснащение без фанатизма, то и самую дорогую версию машины вполне можно получить с опциями чуть больше, чем за 1500000 рублей. А это, кстати, лишь немногим дороже не первый год продаваемых у нас «Соула» и «Джука», которые уже не выглядят такими же яркими пятнами в потоке машин и не способны сделать вас звездой на дороге, как новый Citroen C3 Aircross!
Технические характеристики Citroen C3 Aircross 1.2 AT
Тип двигателя - Бензиновый турбированный с распределённым впрыском
Рабочий объём,см³ - 1199
Число цилиндров - 3
Макс. мощность, л.с/об.мин. - 110/5500
Макс. момент, Нм/об.мин. - 205/1500
Трансмиссия - Автоматическая 6-ступенчатая
Тип привода - Передний
Передняя подвеска - Независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска - Полузависимая, пружинная
Тормоза - Дисковые (передние вентилируемые)
Габариты (ДхШхВ), мм - 4 154 x 1 756 x 1 6377
Колёсная база, мм - 2 604
Дорожный просвет, мм - 175
Снаряженная масса, кг - 1 263
Максимальная скорость, км/ч - 183
Разгон до 100 км/ч, с - 10,6
Расход топлива (комб.), л/100 км - 6,5
Объём багажника, л - от 410 до 1289
Объём топливного бака, л - 45
Размер шин - 205/60 R16
Цена, руб. - от 1 242 000