Найти в Дзене
ПроАвто

ЛуАЗ водоплавающий, или ЛуАЗ-967М ТПК

Многие, наверное , помнят Луазики. Такие внедорожные автомобили с торсионной подвеской, брезентовой крышей с уникальными внедорожными качествами. А знаете ли вы, что Луцкий автозавод выпускал еще и версию для армии, при чем эта версия внедорожника была еще и водоплавающей (на радость охотникам и рыбакам, которые оценили этот автомобиль, когда их начали списывать и можно было купить).

Этот автомобиль серийно производился на Луцком автомобильном заводе (УССР) с 1965 по 1975 годы (версия 967 и 967А), потом с 1975 по 1989 годы (версия 967М).

Гражданское обозначение автомобиль имел ЛуАЗ-967М, а в армии он назывался транспортер переднего края или ТПК.

Характерной особенностью автомобиля была откидная рулевая колонка, которая как и водительское кресло располагалось по центру.Откидная рулевая колонка позволяла управлять автомобилем лежа.

К 1961 году была разработана техническая документация и собраны прототипы модификаций НАМИ-032С (стеклопластиковый кузов) и НАМИ-032М (цельнометаллический кузов), также с мотоциклетными моторами. На них подвеску усилили для обеспечения возможности десантирования на парашюте за счёт замены пластинчатых торсионов более живучими коваными. Место водителя разместили посередине автомобиля, спиной к нему сидел санитар, а бока кузова занимали носилки с ранеными. Гребной винт отсутствовал — на воде машина передвигалась за счёт вращения колёс, так что по сравнению с «настоящими» амфибиями она была менее приспособлена к плаванию, но в большей степени к передвижению по суше. Впоследствии данное направление работ было передано на Запорожский автомобильный завод («Коммунар»).

К 1965 году запорожскими конструкторами на базе конструкции НАМИ-032М был создан прототип автомобиля-транспортёра ЗАЗ-967. Этот автомобиль всё ещё комплектовался мотоциклетным двигателем, однако в его конструкции была предусмотрена возможность использования двигателя от выпускавшегося в Запорожье микролитражного автомобиля ЗАЗ-965 «Запорожец», V-образного четырёхцилиндрового с воздушным охлаждением, значительно более мощного, тяговитого и долговечного.

После ряда доработок конструкция была передана для серийного производства на Луцкий автомобильный завод, где производилась под наименованием ЛуАЗ-967.

Параллельно велись работы над гражданскими вездеходами НАМИ-049 «Огонёк», НАМИ-049А «Целина» и ЗАЗ-969, которые вылились в серийный выпуск модели ЛуАЗ-969 (с 1967 года), частично унифицированной с ЛуАЗ-967. скорость на плаву — 3 км/ч. (википедия)

Я поделюсь с вами своими фотографиями этого уникального автомобиля

ЛуАЗ-967М на Автоэкзотика-2010. Москва.
ЛуАЗ-967М на Автоэкзотика-2010. Москва.

ЛуАЗ-967М. Рабочее место водителя этого транспортера. Руль и органы управления автомобилем расположены по центру
ЛуАЗ-967М. Рабочее место водителя этого транспортера. Руль и органы управления автомобилем расположены по центру

ЛуАЗ-967М. Моторный отсек
ЛуАЗ-967М. Моторный отсек

ЛуАЗ-967М. Моторный отсек
ЛуАЗ-967М. Моторный отсек

В Оренбурге, например, такой ТПК (транспортер переднего края) можно увидеть среди экспонатов в парке имени Фрунзе "Салют, Победа!"

ЛуАЗ-967М. Оренбург, парк имени Фрунзе
ЛуАЗ-967М. Оренбург, парк имени Фрунзе

ЛуАЗ-967М. Оренбург, парк имени Фрунзе
ЛуАЗ-967М. Оренбург, парк имени Фрунзе

ЛуАЗ-967М. Оренбург, парк имени Фрунзе
ЛуАЗ-967М. Оренбург, парк имени Фрунзе

ЛуАЗ-967М. Оренбург, парк имени Фрунзе
ЛуАЗ-967М. Оренбург, парк имени Фрунзе

ЛуАЗ-967М. Оренбург, парк имени Фрунзе
ЛуАЗ-967М. Оренбург, парк имени Фрунзе

В 2011 году была выпущена "моделька" этого автомобиля от издательства DeAgostini «Автолегенды СССР» (выпуск № 66) в масштабе 1:43.

Модель ЛуАЗ-967М от DeAgostini "Автолегенды СССР"
Модель ЛуАЗ-967М от DeAgostini "Автолегенды СССР"

Модель ЛуАЗ-967М от DeAgostini "Автолегенды СССР"
Модель ЛуАЗ-967М от DeAgostini "Автолегенды СССР"

Модель ЛуАЗ-967М от DeAgostini "Автолегенды СССР"
Модель ЛуАЗ-967М от DeAgostini "Автолегенды СССР"

Модель ЛуАЗ-967М от DeAgostini "Автолегенды СССР"
Модель ЛуАЗ-967М от DeAgostini "Автолегенды СССР"

Тактико-технические характеристики:

Число мест - 3 или 1+2 лежачих

Максимальная скорость - 75 км/час

Скорость на плаву - 3-4 км/час

Расход топлива при скорости 40 км/час - 10 литров на 100 км

Напряжение бортовой сети - 12В

Снаряженная масса - 930 кг

Полная масса - 1340 кг

Дорожный просвет под передней осью - 280 мм

Дорожный просвет под задней осью - 300 мм

Рулевой механизм - глобоидальный червяк с двойным роликом (передаточное число 17,0)

Подвеска передняя и задняя - независимая, торсионная, с продольными рычагами. Амортизаторы гидравлические, телескопические, двустороннего действия

Тормоза:

- рабочий - барабанный на все колеса (привод гидравлический)

-стояночный - на задние колеса (привод механический)

Коробка передач - механическая четырехступенчатая с синхронизаторами. Имеется понижающая передача

Сцепление - однодисковое, сухое

Двигатель - МеМЗ-967А V-образный, рабочий объем 1198 ку.см., степень сжатия 7,2, мощность 37 л.с., максимальный крутящий момент 7,2 кгс * м при 2500 об/мин

Во время производства ТПК трижды обновлялся. В 1978 году автомобиль получил полный комплект внешних световых приборов. В начале 80-х для улучшения плавучести и герметичности решили отказаться от заднего откидного борта, а надежный штатный водосливный насос заменили обычным "Малютка". На третьем этапе увеличили мощность мотора до 39 л.с. и крутящий момент до 7,5 кгс*м

В середине 70-х начались работы по модернизации 967-го и в 1985 году появился ЛуАЗ-1901 "Геолог", но это уже другая история.

Всем спасибо за внимание!!!

Подписывайтесь на наш канал!!!

Также мы и в инстаграме