Целью текста ниже ставлю помочь изучающим английский чуть более вдумчиво и осознанно выбирать лексику для активного заучивания. На всех уровнях.
Про то, как определить текущий уровень, читайте в конце статьи.
СНАЧАЛА ОПРЕДЕЛИМСЯ В ТЕРМИНАХ
Неважное слово или словосочетание - навряд ли пригодится в ближайшую пятилетку.
Все слова, которые в уровневых учебниках до уровня B1.1 (pre-intermediate) включительно - важные. Их около 3 тысяч дискретных (отдельных), количество варьируется, так как есть разные системы подсчётов, но вот те, которые входят в список Oxford 3000 (самые высокочастотные) - вот их все надо знать.
КАК УЧИТЬ СЛОВА НА НИЗКИХ УРОВНЯХ?
Если речь о том, как это делать между уроками, то ответ - как угодно, лишь бы цель была достигнута.
Учить их можно хоть как, лишь бы выучились - если вам кто-то скажет, что переводить нельзя, немодно, карточки устарели, по три строчки прописывать не действует, но НА ВАС ЛИЧНО действует - наплюйте (скажете потом, что это я вам разрешила), и делайте так, как помогает лично вам. Если помогают онлайн-кликалки или мобильные приложения - пользуйтесь ими. Если видео с начиткой действует - чудно. Если от подкастов подкорка огоньками переливается или подписывания картинок с проговариванием вслух что-то запоминается - ну, берите и пользуйстесь этим методом. В изучении лексики все средства хороши, которые приводят вас к желаемой цели - неверных нет, есть только те, которые вам лично подходят больше, и те, которые лично вам подходят меньше.
Как-нибудь напишу, как я пробовала учить - полагаю, что большая часть испробованных способов не упоминается ни одним из big names в от CUP и прочих издательств по теме Teaching Vocabulary . Просто потому, что я шла так, как идётся. В школе учила потому, что просто задавали - учила. Потом вообще не учила, просто плыла по течению. Когда узнала, что можно ещё как-то, то вот уже как-то всё и выучилось. Моя дорожка тоже привела в Рим. И ваша тоже туда же приведёт, если просто будете идти, не останавливаясь, в правильную сторону.
СЛОВА ИЗ КОНСПЕКТА УРОКА
Слова, которые на уроке используются, 3-х типов:
- Вы их знаете и правильно употребляете.
- Новые для вас: вы их только что узнали и экспериментируете с ними.
- На стадии активного доучивания. Учитель по возможности их исправляет.
Практически все слова, которые проходятся на уроке с учителем, которые ученик получает в формате инпута или обратной свзязи - важные. Их тоже учить, хоть тушкой, хоть чучелом, но доходить до кондиции, когда всё, что на уроке проходили, можете вспомнить и сказать (правильно) за доли секунды.
"Пройти новое слово" - это не просто выписать и по-быренькому перевести. Это про заострить внимание, сказать с этим словом предложение-другое. Уточнить произношение, контексты в которых слово использоваться может, особенности употребления, какие-то collocations.
ВАЖНО: Иногда на уроках слово не новое, а про него feedback - ученик неверно произносит слово или неверно употребляет. В этом случае исправление - это уже не с нуля прохождение, а "доуточнение" нюансов произношения и употребления.
ЧТО ЕСТЬ СЛОВО?
Тут кто что имеет в виду, но когда пишут на адаптированных книжках для чтения, что чтобы читать, надо, допустим 400 headwords, то они не простые слова имеют в виду, а группы однокоренных слов. Обычно, когда словарный запас считают, то тоже оперируют именно такими вот "семейками". В некоторых семьях - по 2-3 слова, а есть такие, у которых под две сотни родственников.
ПРИМЕР 1
week, weekly - на низком уровне семейство из двух слов (неделя, еженедельный или еженедельно) и дядька weekend (выходные)
Высокочастотные слова с 2-3 однокоренными быстро заканчиваются, потому уже с A2 важно понимать, что выучить слово - это про полдесятка, а изредка и весь десяток однокоренных слов. И что зачастую эти слова не одинокие висельники, а обросли семьями, детьми, внуками, любовниками и любовницами, и могут иметь канарейку в клетке и "чёрную вдову" в загашнике, которая будет портить всё малину, так как из-за неё никакой логики не будет в плане артиклей и предлогов - надо будет все карманы перетряхивать, все слова смотреть в словаре, читать десятки примеров предложений, чтобы понять, как то или иное производное слово правильно воткнуть в предложение, чтобы собеседник понял тебя, как надо, а не так, как у тебя получилось.
Эта стадия для каждого важного слова со всеми его нюансами и родственниками (однокоренными словами), а также collocations может тянуться несколько недель или месяцев. "Пока там со всей семьёй перезнакомишься ... " Не быстро. Это не патология, когда так. Некоторые "родственнички" ещё такие ушлые - появляются из ниоткуда только на уровнях C1-C2, хотя вы главного в их семействе выучили чуть ли не на A1-A2.
ПРИМЕР 2
v = verb (глагол и производные формы)
n = noun (существительное и производные формы)
use / uses / used / using (v), use / uses (n), usage, user / users , useful, usefully, usefulness, useless, uselessly, uselessness, re-use / re-uses / re-used / re-using (v) , user-friendly, user-friendliness, usability, misuse / misuses / misused / misusing (v), abuse / abused / abuses / abusing (v), abusive, abuser / abusers, abuse / abuses (n), misuse / misuses (n)
и это ещё мы не начинали смотреть производные идиоматические конструкции фразовые глаголы c центральным "use" - на уровне B2 они все вместе это "типа 1 headword"
СЛОВА из ЛЕКСИЧЕСКОГО МИНИМУМА
Если вы занимаетесь по учебнику, то у вас есть unit wordlists. Вот из них всё знать - строго обязательно. Всё, что в них не входит, но "где-то там в недрах учебника мелким шрифтом встретилось" - это надо 3 раза подумать, прежде чем сразу вот учить, если речь об уровне B1.2 (intermediate) и выше.
Возможно, что вам будет интересен разбор прилагательных из unit wordlists для готовящихся к IELTS. Там каждое прилагательное - как целая Вселенная:
Если слово или фраза исключительное редкое, и вы, как взрослый человек, который много учился, и вообще отличаетесь умом и сообразительностью, понимаете, что лично вам в вашей устной речи в разговоре с кем-то в ближайшее десятилетие вряд ли понадобится, а если понадобится, то вы сможете воспользоваться гуглом или словарём через ваш смартфон, и вопрос будет закрыт, даже без официального открытия, за 1-3 минуты, то тратить своё время - это мегаразбазаривание невосполнимого ресурса, вашей собственной жизни.
ЦЕНА 1 НИКЧЕМНОГО СЛОВА или ФРАЗЫ в ЧАСАХ ВАШЕЙ ЖИЗНИ, начиная с уровня B1.2 (c intermediate и далее)
Практика показывает, что от получаса до часа (30-60 минут), в среднем, может потребоваться, чтобы разобраться, как слово употребляется, что точно значит, как произносится (а иначе нет смысла его учить, так как всё недоученное - это споры рунглиша, которые проклюнутся и вырастут и превратятся в тучу ошибок, если попытаетесь слово задействовать, и оно вам даром не надо). Если выучить с ошибками или недоразобраться в особенностях употребления, то в случае, если "выучите" всё-таки, то потом либо будете тратить время, либо деньги, на то, чтобы переучиться, либо потому, что вас не будут понимать, либо на выслушивание исправлений на платных уроках.
УЗНАТЬ, что редкое малонужное слово значит, как произносится, как употребляется, выписать наиболее нужные словосочетания с ним - это только старт.
Потом по 5 минут на протяжении несколько ЛЕТ своей жизни его, чтобы не забыть, возможно, что придётся повторять.
МИФЫ и ФАКТЫ про время, затрачиваемое на повторение малонужного
Если делать это, усреднённо 52 раза в год (раз в неделю если ваш софт будет вам это слово показывать, Anki или иной какой-то, в году 52 недели), то это в течение каждого года даст 52 x 5 мин = 4 часа 20 минут часов потерянного времени ежегодно на повторение (ведь кроме вашей тетрадки и софта этого слова не будет, оно вам нигде больше не втретится, то есть будет тупо забываться за неделю, плюс, возможно, что вы отметите в софте, что "выучил(а), после чего софт перестанет вам напоминать это слово, и тогда месяца через 3-4 вы его благополучно доведёте до состояния "начинай с начала"). Плюс не забывайте про тот 1 час, затраченный на внимание в то, что там со словом особенного, на самом старте.
А ЧТО ЕСЛИ ВЫПИСАТЬ 100-200 или 1000-2000 "левых" слов и словосочетаний и выучить?
Если на уровне 1 слова расчёт не впечатляет, то представьте, что таких странных редких слов или collocations вы навыписывали себе из прочитанных текстов, выполненных упражнений и прослушанных подкастов несколько СОТЕН или ТЫСЯЧ. Сегодня воздержусь от комментария о том, сколько выписано у фанатов "collocations".
Нехитрый подсчёт показывает, что если слов 200, например, то это надо 4 часа умножить на 200 ежегодно, чтобы поддерживать эти 200 слов в памяти "в форме". 800 часов спущенного в никуда времени каждый год. Это если затрачивать по 5 минут на слово в неделю (минус отпуск 4 недели, когда ничего не повторяешь). Если даже уменьшить количество минут до 1 на слово в неделю, всё равно получается 48-52 минуты на слово в год, допустим, что 50 минут. Это всё равно около 166 часов на слов или 166/24 почти НЕДЕЛЯ времени. СЕМЬ СУТОК. Вдумайтесь.
А если 2000 слов в тетрадке или софте такого толку - то это ж 8000 тысяч часов в год на них надо, если по 5 минут в неделю на каждое. И даже если по 1 минуте на слово в неделю, это всё равно очень много. 50 минут на слово в год, это 50 мин * 2000 = 1666 часов или почти 70 дней. ПСУ ПОД ХВОСТ. КАЖДЫЙ ГОД.
Не жалко времени?
ЕЩЁ НЕМНОГО THOUGHT-PROVOKING СТАТИСТИКИ
Если на 1 слово или словосочетание тратить 1 минуту в неделю, то это 52 минуты в год; если 5 минут на повторение в неделю, то это 4 часа 20 минут в год.
Если лексических единиц 100, и на каждое тратить 1 минуту в неделю, то это 5200 минут или 86 часов, или 3.5 суток в год; если по 5 минут затрачивать на каждое в неделю, то это 26000 часов, 433 часа или 18 суток в год.
Если словосочетаний 1000, и на каждое тратить 1 минуту в неделю, то это 52000 минут или 866 часов, или 36 суток в год; если по 5 минут затрачивать на каждое в неделю, то это 260000 часов, 4333 часа или 180 суток в год. ПОЛГОДА. Не спать, не есть, не ходить на работу. Только повторения одного.
АКТИВ-ПАССИВ
Чтобы слово перешло в актив, то есть чтобы оно стало частью той группы слов, которые вы можете вспомнить за доли секунды, когда сами говорите, слово нужно использовать в устной речи. Банально тренировать, как бицепс. Если в речи слова нет, то есть вы как тормозящий вебсайт, который не просто тормозит, а ещё и ошибку 404 выдаёт, когда надо слово сказать, то это, увы, "желаемое за действительное". Перекликалки карточек на телефоне или перекладывание бумажных - это не активный лексикон, это пассив. Неплохо, но к говорению мало отношения имеет.
КАК ОПТИМАЛЬНЕЕ
Если всё-таки слово важное, но редкое, то лучше всего затратить на него 1 час максимально на выяснение, что значит - с высокой долей вероятности оно краткосрочно запомнится на несколько недель или месяцев, чего достаточно на старте, а далее создать какой-то файл, в котором упорядочить всё так, чтобы легко всё такое "редкое, но важное" можно было найти, если надо будет.
Лично я веду блоги по языкам, которые учу, и мало переживаю, что я чего-то сразу не запомнила "на века". Всё, что мне кажется важным, я всегда могу найти парой кликов.
КАК БЫТЬ, ЕСЛИ "вдруг" что-то редкое понадобится, а я не помню?
Достанете смартфон и найдёте нужное поиском, если внезапно нужно название какого-то условного "зяблика" или "тычинки". Честно говорите, что подзабыли, и что сейчас уточните.
Если же речь про
- экзамен
или
- важный разговор
то они "вдруг" не случаются, это раз. И к ним если что-то требуется учить, то всегда какой-то (пусть даже и сложный) ограниченный набор всего, это два.
Всегда можно подготовиться, сделать краткий конспект-шпаргалку. И вот это выучить по конкретному поводу, а если разговор, то не грех и подсматривать, особенно если по телефону и собеседник вас не видит. А если даже и видит, то вы просто можете сказать, что у вас список пунктов, которые надо не забыть в процессе разговора, или что вы конспектируете для себя - всегда можно держать на столе листок и ручку, и что-то записывать время от времени или отмечать галочками, и проблемы нет.
А если мне в "быту" сложно общаться?
Тогда у вас с вероятностью 90+% ещё не завершено изучение уровня B, то есть имеются пробелы какие-то в лексике или грамматике - причём они могут быть часть с A1, часть с A2, часть с B1, часть c B2. Самое лучшее -пройти диагностику и определить уровень (старта).
А потом запланировать системное повторение всего и посвятить этому с опорой на хорошую серию учебников от пары семестров до пары лет. И всё будет хорошо.
Только обязательно включать разговорную практику - проговаривание всего, ответы на вопросы, монологи по картинкам, рассказы, как день прошёл или неделя, какие планы на вечер и выходные и т.п., и чтобы кто-то поправлял.
Как преподаватель со стажем "столько не живут" и с уровнем C2 в двух иностранных языках (второй после 45 лет пришлось осваивать на отрезке B2-C2), скажу, что лучше всего помогает привести иностранный язык в порядок занятия по учебникам FCE типа - экзаменационные, повторяющие B1 и выводящие на B2+.
FCE - First Certificate in English - это название экзамена по-английскому языку для взрослых B2 уровня.
Проверить свой уровень английского и получить вердикт, касательно того, какой уровень языка у вас - к экзамену какого уровня желательно готовиться, можно на сайте Cambridge Assessment English:
Тест по общему английскому для взрослых - крайний слева (красный).
Для школьников постарше - второй слева, по бизнес-английскому - синий, для младшей школы - фиолетовый (крайний справа).
Как делать тест(ы) по ссылке выше?
Если хотите замерить реальный уровень, а не в формате "со словарём без ограничения времени", то нужно отвечать максимально быстро - то есть прочитали - и сразу ответили, максимум 5-7 секунд подумать.
В этом случае получите результат, который отражает ваше активное владение языком, уровень, который можно ожидать в живой беседе.
А если по 1-2 или по 10-15 минут над каждым вопросом думать, то это как в реальной беседе вы вдруг замолчите так надолго и куда-то убежите уточнять по словарю то, что хотите сказать - а потом придёте через 10 минут и по бумажке прочитаете. В общем, вы поняли. В конце теста вам скажут, к экзамену какого уровня вам следует готовиться и какие у вас были ошибки. Регистрация не требуется.
Было полезно? ✔️ Спасибо! ❤️ Не забудьте поделиться этим постом с друзьями или сохранить его себе ↗️ TG t.me/elnzen VK vk.com/elnzenchannel