Найти тему

English. Цена заучивания ненужных слов, слова обязательные и необязательные для заучивания, и как определить текущий уровень английского

Оглавление

Целью текста ниже ставлю помочь изучающим английский чуть более вдумчиво и осознанно выбирать лексику для активного заучивания. На всех уровнях.

Про то, как определить текущий уровень, читайте в конце статьи.

СНАЧАЛА ОПРЕДЕЛИМСЯ В ТЕРМИНАХ

Неважное слово или словосочетание - навряд ли пригодится в ближайшую пятилетку.

Все слова, которые в уровневых учебниках до уровня B1.1 (pre-intermediate) включительно - важные. Их около 3 тысяч дискретных (отдельных), количество варьируется, так как есть разные системы подсчётов, но вот те, которые входят в список Oxford 3000 (самые высокочастотные) - вот их все надо знать.

КАК УЧИТЬ СЛОВА НА НИЗКИХ УРОВНЯХ?

Если речь о том, как это делать между уроками, то ответ - как угодно, лишь бы цель была достигнута.

Учить их можно хоть как, лишь бы выучились - если вам кто-то скажет, что переводить нельзя, немодно, карточки устарели, по три строчки прописывать не действует, но НА ВАС ЛИЧНО действует - наплюйте (скажете потом, что это я вам разрешила), и делайте так, как помогает лично вам. Если помогают онлайн-кликалки или мобильные приложения - пользуйтесь ими. Если видео с начиткой действует - чудно. Если от подкастов подкорка огоньками переливается или подписывания картинок с проговариванием вслух что-то запоминается - ну, берите и пользуйстесь этим методом. В изучении лексики все средства хороши, которые приводят вас к желаемой цели - неверных нет, есть только те, которые вам лично подходят больше, и те, которые лично вам подходят меньше.

Как-нибудь напишу, как я пробовала учить - полагаю, что большая часть испробованных способов не упоминается ни одним из big names в от CUP и прочих издательств по теме Teaching Vocabulary . Просто потому, что я шла так, как идётся. В школе учила потому, что просто задавали - учила. Потом вообще не учила, просто плыла по течению. Когда узнала, что можно ещё как-то, то вот уже как-то всё и выучилось. Моя дорожка тоже привела в Рим. И ваша тоже туда же приведёт, если просто будете идти, не останавливаясь, в правильную сторону.

СЛОВА ИЗ КОНСПЕКТА УРОКА

Слова, которые на уроке используются, 3-х типов:

  • Вы их знаете и правильно употребляете.
  • Новые для вас: вы их только что узнали и экспериментируете с ними.
  • На стадии активного доучивания. Учитель по возможности их исправляет.

Практически все слова, которые проходятся на уроке с учителем, которые ученик получает в формате инпута или обратной свзязи - важные. Их тоже учить, хоть тушкой, хоть чучелом, но доходить до кондиции, когда всё, что на уроке проходили, можете вспомнить и сказать (правильно) за доли секунды.

"Пройти новое слово" - это не просто выписать и по-быренькому перевести. Это про заострить внимание, сказать с этим словом предложение-другое. Уточнить произношение, контексты в которых слово использоваться может, особенности употребления, какие-то collocations.

ВАЖНО: Иногда на уроках слово не новое, а про него feedback - ученик неверно произносит слово или неверно употребляет. В этом случае исправление - это уже не с нуля прохождение, а "доуточнение" нюансов произношения и употребления.

ЧТО ЕСТЬ СЛОВО?

Тут кто что имеет в виду, но когда пишут на адаптированных книжках для чтения, что чтобы читать, надо, допустим 400 headwords, то они не простые слова имеют в виду, а группы однокоренных слов. Обычно, когда словарный запас считают, то тоже оперируют именно такими вот "семейками". В некоторых семьях - по 2-3 слова, а есть такие, у которых под две сотни родственников.

ПРИМЕР 1

week, weekly - на низком уровне семейство из двух слов (неделя, еженедельный или еженедельно) и дядька weekend (выходные)

Высокочастотные слова с 2-3 однокоренными быстро заканчиваются, потому уже с A2 важно понимать, что выучить слово - это про полдесятка, а изредка и весь десяток однокоренных слов. И что зачастую эти слова не одинокие висельники, а обросли семьями, детьми, внуками, любовниками и любовницами, и могут иметь канарейку в клетке и "чёрную вдову" в загашнике, которая будет портить всё малину, так как из-за неё никакой логики не будет в плане артиклей и предлогов - надо будет все карманы перетряхивать, все слова смотреть в словаре, читать десятки примеров предложений, чтобы понять, как то или иное производное слово правильно воткнуть в предложение, чтобы собеседник понял тебя, как надо, а не так, как у тебя получилось.

Эта стадия для каждого важного слова со всеми его нюансами и родственниками (однокоренными словами), а также collocations может тянуться несколько недель или месяцев. "Пока там со всей семьёй перезнакомишься ... " Не быстро. Это не патология, когда так. Некоторые "родственнички" ещё такие ушлые - появляются из ниоткуда только на уровнях C1-C2, хотя вы главного в их семействе выучили чуть ли не на A1-A2.

ПРИМЕР 2

v = verb (глагол и производные формы)

n = noun (существительное и производные формы)

use / uses / used / using (v), use / uses (n), usage, user / users , useful, usefully, usefulness, useless, uselessly, uselessness, re-use / re-uses / re-used / re-using (v) , user-friendly, user-friendliness, usability, misuse / misuses / misused / misusing (v), abuse / abused / abuses / abusing (v), abusive, abuser / abusers, abuse / abuses (n), misuse / misuses (n)

и это ещё мы не начинали смотреть производные идиоматические конструкции фразовые глаголы c центральным "use" - на уровне B2 они все вместе это "типа 1 headword"

СЛОВА из ЛЕКСИЧЕСКОГО МИНИМУМА

Если вы занимаетесь по учебнику, то у вас есть unit wordlists. Вот из них всё знать - строго обязательно. Всё, что в них не входит, но "где-то там в недрах учебника мелким шрифтом встретилось" - это надо 3 раза подумать, прежде чем сразу вот учить, если речь об уровне B1.2 (intermediate) и выше.

Возможно, что вам будет интересен разбор прилагательных из unit wordlists для готовящихся к IELTS. Там каждое прилагательное - как целая Вселенная:

Если слово или фраза исключительное редкое, и вы, как взрослый человек, который много учился, и вообще отличаетесь умом и сообразительностью, понимаете, что лично вам в вашей устной речи в разговоре с кем-то в ближайшее десятилетие вряд ли понадобится, а если понадобится, то вы сможете воспользоваться гуглом или словарём через ваш смартфон, и вопрос будет закрыт, даже без официального открытия, за 1-3 минуты, то тратить своё время - это мегаразбазаривание невосполнимого ресурса, вашей собственной жизни.

ЦЕНА 1 НИКЧЕМНОГО СЛОВА или ФРАЗЫ в ЧАСАХ ВАШЕЙ ЖИЗНИ, начиная с уровня B1.2 (c intermediate и далее)

Практика показывает, что от получаса до часа (30-60 минут), в среднем, может потребоваться, чтобы разобраться, как слово употребляется, что точно значит, как произносится (а иначе нет смысла его учить, так как всё недоученное - это споры рунглиша, которые проклюнутся и вырастут и превратятся в тучу ошибок, если попытаетесь слово задействовать, и оно вам даром не надо). Если выучить с ошибками или недоразобраться в особенностях употребления, то в случае, если "выучите" всё-таки, то потом либо будете тратить время, либо деньги, на то, чтобы переучиться, либо потому, что вас не будут понимать, либо на выслушивание исправлений на платных уроках.

Учить слово, в котором вы не до конца разобрались, это как кидать немытую нечищенную картошку в суп. Ну, с  голодухи, и если хорошенько прокипятить, может, и ничего, но гадость редкостная.
Учить слово, в котором вы не до конца разобрались, это как кидать немытую нечищенную картошку в суп. Ну, с голодухи, и если хорошенько прокипятить, может, и ничего, но гадость редкостная.

УЗНАТЬ, что редкое малонужное слово значит, как произносится, как употребляется, выписать наиболее нужные словосочетания с ним - это только старт.

Потом по 5 минут на протяжении несколько ЛЕТ своей жизни его, чтобы не забыть, возможно, что придётся повторять.

МИФЫ и ФАКТЫ про время, затрачиваемое на повторение малонужного

Если делать это, усреднённо 52 раза в год (раз в неделю если ваш софт будет вам это слово показывать, Anki или иной какой-то, в году 52 недели), то это в течение каждого года даст 52 x 5 мин = 4 часа 20 минут часов потерянного времени ежегодно на повторение (ведь кроме вашей тетрадки и софта этого слова не будет, оно вам нигде больше не втретится, то есть будет тупо забываться за неделю, плюс, возможно, что вы отметите в софте, что "выучил(а), после чего софт перестанет вам напоминать это слово, и тогда месяца через 3-4 вы его благополучно доведёте до состояния "начинай с начала"). Плюс не забывайте про тот 1 час, затраченный на внимание в то, что там со словом особенного, на самом старте.

А ЧТО ЕСЛИ ВЫПИСАТЬ 100-200 или 1000-2000 "левых" слов и словосочетаний и выучить?

Если на уровне 1 слова расчёт не впечатляет, то представьте, что таких странных редких слов или collocations вы навыписывали себе из прочитанных текстов, выполненных упражнений и прослушанных подкастов несколько СОТЕН или ТЫСЯЧ. Сегодня воздержусь от комментария о том, сколько выписано у фанатов "collocations".

Нехитрый подсчёт показывает, что если слов 200, например, то это надо 4 часа умножить на 200 ежегодно, чтобы поддерживать эти 200 слов в памяти "в форме". 800 часов спущенного в никуда времени каждый год. Это если затрачивать по 5 минут на слово в неделю (минус отпуск 4 недели, когда ничего не повторяешь). Если даже уменьшить количество минут до 1 на слово в неделю, всё равно получается 48-52 минуты на слово в год, допустим, что 50 минут. Это всё равно около 166 часов на слов или 166/24 почти НЕДЕЛЯ времени. СЕМЬ СУТОК. Вдумайтесь.

А если 2000 слов в тетрадке или софте такого толку - то это ж 8000 тысяч часов в год на них надо, если по 5 минут в неделю на каждое. И даже если по 1 минуте на слово в неделю, это всё равно очень много. 50 минут на слово в год, это 50 мин * 2000 = 1666 часов или почти 70 дней. ПСУ ПОД ХВОСТ. КАЖДЫЙ ГОД.

Не жалко времени?

ЕЩЁ НЕМНОГО THOUGHT-PROVOKING СТАТИСТИКИ

Если на 1 слово или словосочетание тратить 1 минуту в неделю, то это 52 минуты в год; если 5 минут на повторение в неделю, то это 4 часа 20 минут в год.

Если лексических единиц 100, и на каждое тратить 1 минуту в неделю, то это 5200 минут или 86 часов, или 3.5 суток в год; если по 5 минут затрачивать на каждое в неделю, то это 26000 часов, 433 часа или 18 суток в год.

Если словосочетаний 1000, и на каждое тратить 1 минуту в неделю, то это 52000 минут или 866 часов, или 36 суток в год; если по 5 минут затрачивать на каждое в неделю, то это 260000 часов, 4333 часа или 180 суток в год. ПОЛГОДА. Не спать, не есть, не ходить на работу. Только повторения одного.

АКТИВ-ПАССИВ

Чтобы слово перешло в актив, то есть чтобы оно стало частью той группы слов, которые вы можете вспомнить за доли секунды, когда сами говорите, слово нужно использовать в устной речи. Банально тренировать, как бицепс. Если в речи слова нет, то есть вы как тормозящий вебсайт, который не просто тормозит, а ещё и ошибку 404 выдаёт, когда надо слово сказать, то это, увы, "желаемое за действительное". Перекликалки карточек на телефоне или перекладывание бумажных - это не активный лексикон, это пассив. Неплохо, но к говорению мало отношения имеет.

КАК ОПТИМАЛЬНЕЕ

Если всё-таки слово важное, но редкое, то лучше всего затратить на него 1 час максимально на выяснение, что значит - с высокой долей вероятности оно краткосрочно запомнится на несколько недель или месяцев, чего достаточно на старте, а далее создать какой-то файл, в котором упорядочить всё так, чтобы легко всё такое "редкое, но важное" можно было найти, если надо будет.

Лично я веду блоги по языкам, которые учу, и мало переживаю, что я чего-то сразу не запомнила "на века". Всё, что мне кажется важным, я всегда могу найти парой кликов.

КАК БЫТЬ, ЕСЛИ "вдруг" что-то редкое понадобится, а я не помню?

Достанете смартфон и найдёте нужное поиском, если внезапно нужно название какого-то условного "зяблика" или "тычинки". Честно говорите, что подзабыли, и что сейчас уточните.

Если же речь про

- экзамен

или

- важный разговор

то они "вдруг" не случаются, это раз. И к ним если что-то требуется учить, то всегда какой-то (пусть даже и сложный) ограниченный набор всего, это два.

Всегда можно подготовиться, сделать краткий конспект-шпаргалку. И вот это выучить по конкретному поводу, а если разговор, то не грех и подсматривать, особенно если по телефону и собеседник вас не видит. А если даже и видит, то вы просто можете сказать, что у вас список пунктов, которые надо не забыть в процессе разговора, или что вы конспектируете для себя - всегда можно держать на столе листок и ручку, и что-то записывать время от времени или отмечать галочками, и проблемы нет.

А если мне в "быту" сложно общаться?

Тогда у вас с вероятностью 90+% ещё не завершено изучение уровня B, то есть имеются пробелы какие-то в лексике или грамматике - причём они могут быть часть с A1, часть с A2, часть с B1, часть c B2. Самое лучшее -пройти диагностику и определить уровень (старта).

А потом запланировать системное повторение всего и посвятить этому с опорой на хорошую серию учебников от пары семестров до пары лет. И всё будет хорошо.

Только обязательно включать разговорную практику - проговаривание всего, ответы на вопросы, монологи по картинкам, рассказы, как день прошёл или неделя, какие планы на вечер и выходные и т.п., и чтобы кто-то поправлял.

Как преподаватель со стажем "столько не живут" и с уровнем C2 в двух иностранных языках (второй после 45 лет пришлось осваивать на отрезке B2-C2), скажу, что лучше всего помогает привести иностранный язык в порядок занятия по учебникам FCE типа - экзаменационные, повторяющие B1 и выводящие на B2+.

FCE - First Certificate in English - это название экзамена по-английскому языку для взрослых B2 уровня.

Проверить свой уровень английского и получить вердикт, касательно того, какой уровень языка у вас - к экзамену какого уровня желательно готовиться, можно на сайте Cambridge Assessment English:

Ссылка https://www.cambridgeenglish.org/test-your-english/
Ссылка https://www.cambridgeenglish.org/test-your-english/

Тест по общему английскому для взрослых - крайний слева (красный).

Для школьников постарше - второй слева, по бизнес-английскому - синий, для младшей школы - фиолетовый (крайний справа).

Как делать тест(ы) по ссылке выше?

Если хотите замерить реальный уровень, а не в формате "со словарём без ограничения времени", то нужно отвечать максимально быстро - то есть прочитали - и сразу ответили, максимум 5-7 секунд подумать.

В этом случае получите результат, который отражает ваше активное владение языком, уровень, который можно ожидать в живой беседе.

А если по 1-2 или по 10-15 минут над каждым вопросом думать, то это как в реальной беседе вы вдруг замолчите так надолго и куда-то убежите уточнять по словарю то, что хотите сказать - а потом придёте через 10 минут и по бумажке прочитаете. В общем, вы поняли. В конце теста вам скажут, к экзамену какого уровня вам следует готовиться и какие у вас были ошибки. Регистрация не требуется.

Было полезно? ✔️ Спасибо! ❤️ Не забудьте поделиться этим постом с друзьями или сохранить его себе ↗️ TG t.me/elnzen VK vk.com/elnzenchannel