Текст: Антон Ширяев; Фото: Nissan
По большей части скучные расцветки, царство серого пластика в салоне, мягкое и аморфное кресло, не слишком надёжно фиксирующее тело, малохольный 117-сильный мотор, вариатор, –они точно молодёжную машину делали? Даже беглого взгляда на новичка хватило, чтобы засомневаться. Нет, Tiida, конечно, получилась симпатичной машиной, а красота – страшная сила, но хватит ли этого? Несколько сотен километров по грузинским дорогам только усилили эти сомнения. Не обманывают ли сами себя «ниссановцы»? Впрочем, обо всём по порядку.
Положение Nissan в России сильно отличается от положения большинства его конкурентов. Японская компания является частью концерна Renault-Nissan, владеющего «АвтоВАЗом», что делает японский бренд почти отечественным. У альянса четыре завода в России, свой научно-технический центр, свой испытательный полигон и даже аэродинамическая труба.И отдельные части альянса всё сильнее интегрируются друг в друга. Tiida, как и Sentra, будет собираться на заводе Lada в Ижевске, а Vesta получит «ниссановский» 1.6, хорошо известный по большинству компактных моделей марки. Благодаря собственным инженерным кадрам, каждый новый Nissan, приходящий на наш рынок, заметно отличается от машин, продающихся за рубежом. И Tiida не исключение.
Снаружи она похожа на Pulsar, продающийся в Европе. Но Tiida – не Pulsar. Если европейский хэтчбек использует новую платформу V, то Tiida – её дореформенный вариант B. От более современной платформы она отличается иным подрамником, торсионной балкой задней подвески, сайлент-блоками, амортизаторами, пружинами... На нашей Tiida даже зеркала заднего вида и передние крылья и те свои.Московские инженеры Nissan во главе с Филипом Дьяковым решили, что нашим условиям лучше подойдёт повторитель поворота на переднем крыле, а не в корпусах зеркал заднего вида. А ещё увеличена... глубина выштамповок под ручки дверей, чтобы удобнее было хвататься за них в перчатках. Ради чего всё это?
Ну, например, ради увеличенного до 155 мм клиренса. Это на 20 мм больше, чем у Pulsar. И без возвращения к старой платформе такая прибавка была бы невозможна. Более того, эти цифры получены с парой седоков и небольшим грузом. Пустая Tiida ещё выше. Я намерял более 180 мм! А ещё у Tiida другой интерьер. Совсем другой. Если посмотреть на фотографии двух салонов, то ни за что не догадаешься, что принадлежат они двум практически идентичным внешне машинам.Сделано это для пущей унификации выпускаемых на одном конвейере Tiida и Sentra. А унификация, как известно, приводит к удешевлению производства –весьма полезная в нашем кризисном Отечестве вещь.
Кстати, унификацией с Sentra объясняется и скудность выбора цветов кузова. Никто ведь не будет покупать красный или жёлтый седан, а раз так, то и «хэтчу» весёленькие колеры не положены.Впрочем, даже белого и фирменного фиолетового хватает, чтобы положить Sentra на обе лопатки. Tiida действительно смотрится динамично, современно и зло. Главное –не смотреть на хэтчбек строго в профиль, когда бросается в глаза непропорционально длинная колёсная база. А вот в салоне нет ничего, что могло бы понравится молодёжи. И вроде бы пластик качественный, и мягкий велюр напоминает о больших праворульных седанах Cefiro и Cedric из 90-х, но на фоне европейских конкурентов этот интерьер кажется тоскливым.
Но сколько же здесь места! Запас пространства над головой позволяет зимой не снимать шапку, ширина машины – не толкаться локтями здоровым мужикам, а на заднем диване… кто сказал, что в такси берут только седаны? В крупных городах такси всё чаще заказывают не только в аэропорт, но и для коротких поездок без багажа, и Tiida тут в самый раз. Но если багаж всё же есть, то, значит, у вас проблемы. Объём багажника составляет всего 307 литров –далеко не лучший показатель в классе, спинка заднего сиденья в сложенном виде образует уступ, а никаких крючков или петелек для сумок или крепления сетки нет. Дачники не оценят! А ведь у Pulsar объём на добрых 50 литров больше, правда, за счёт отказа от полноразмерной запаски. У Tiida же в подполье лежит полноценное колесо на 16-дюймовом стальном диске.
Но хватит осматривать и ощупывать –пора в путь! Грузия – прекрасное место для тест-драйва, ведь местные дороги сочетают в себе альпийскую закрученность со среднерусской убитостью асфальта. В итоге для машины они превращаются в настоящее испытание, преодолевая которое она легко может раскрыть все свои недостатки. Или, напротив, заблистать талантами. Tiida сделала и то, и другое.Первая же яма заставила удивлённо вскинуть брови –плавность хода образцовая. Пожалуй, в этом классе с Nissan мало кто может сравниться. Если у Sentra есть достойные конкуренты в виде Toyota Corolla и Peugeot 408, то с Tiida соперничают куда более европейские Auris и 308, подвески которых предпочитают асфальт получше.
Вторым приятным сюрпризом стал высокий уровень акустического комфорта –в Tiida не по-японски тихо. За это нужно благодарить Дьякова и его парней –шумоизоляция наших машин была улучшена по сравнению с азиатскими и даже европейскими. Единственным источником большого шума является двигатель, но не потому что его плохо изолировали, а из-за необходимости постоянно крутить мотор. Мощности не сказать что в достатке. С «механикой» двигатель Tiida хоть иногда даёт возможность отдохнуть, а вот с вариатором...У хэтчбека более простая, чем у кроссоверов марки настройка вариатора, не предусматривающая режим имитации переключений передач.
Поэтому в ответ на сильное нажатие на педаль газа Tiida отвечает, как любой автомобиль со старорежимным вариатором –обороты взлетают к отсечке, двигатель начинает орать как ошпаренный, и... эффективного ускорения как не было, так и нет.С 0 до 100 км/ч Tiida разгоняется за приличные 11,3 секунды, но вот с эластичностью беда. Момента в 158 Нм не хватает, чтобы легко и непринуждённо выполнять обгоны с выездом на встречную полосу. Приходится отпускать впереди идущую машину, брать небольшой запас, рассчитывать манёвр... Нет, уж лучше с «механикой»! В спринте до «сотни» разница составляет всего 0,7 секунды, но при ускорении с 80 км/ч по ощущениям «механическая» машина куда проворнее.
Но и её не назвать спорткаром. Настройки рычага хороши, а вот педаль сцепления получилась слишком лёгкой – момент схватывания дисков едва ощутим. Двоякое впечатление оставляют и настройки рулевого управления. С одной стороны, вроде бы всё отлично: чёткий ноль, плавное, но неумолимое нарастание усилия при повороте руля, быстрая ответная реакция машины на движения рулём, – в быстрых поворотах Tiida всё делает как надо.Стоит съехать на серпантин и быстро повернуть руль больше чем на 90 градусов, как чары тают. Руль предательски пустеет, а водитель сталкивается с неприятной необходимостью наматываться на него из-за большой «длины» –почти 3,5 оборота от упора до упора. И крены, быстро напоминающие, что больший клиренс – это и более высокий центр тяжести со всеми вытекающими.
Машина для более молодой аудитории говорите? Конечно это лукавство. Tiida по-прежнему метит в тех, кто постарше. Молодёжь «по-ниссановски» –это 30-45 лет. И мне кажется, что клиент хэтчбека всё же ближе к верхнему краю этого диапазона. Ведь у Tiida есть все качества, которые оценит взрослый семейный человек. Надёжные и проверенные агрегаты, солидный клиренс, великолепная подвеска, просторный салон. Ну, а то, что сиденья, мотор, трансмиссия и рулевое управление не располагают к быстрой езде, так это даже хорошо – лишних штрафов не будет.
В итоге, по замыслу маркетологов, Tiida должна стать золотой серединой между слишком молодёжными, продвинутыми и дорогими Mazda3, KIA Cee’d и Ford Focus и простецкими Cruze и Tiida прошлого поколения. Ведь у нового хэтчбека есть прекрасно русифицированная мультимедиа-система Nissan Connect, камера заднего вида, полностью светодиодные фары головного света, бесключевой доступ и запуск двигателя кнопкой, – это уже не та простушка Tiida, что была раньше. А если добавить к этому набору ещё и смазливую внешность, то... получается идеальный автомобиль для матери семейства! Или для молодой бабушки.Текст: Антон Ширяев; Фото: Nissan