Текст: Антон Ширяев; Фото: Кирилл Калапов
Мафия бессмертна. И чертовски обаятельна. Преступному миру посвящают песни, фильмы и книги, его воспевают и обличают, а его атрибуты подчас становятся культовыми. В том числе и автомобильные. «Чёрный бумер» в России, Cadillac в стиле афроамериканской братвы и... большой бизнес-вэн в Японии. Вы будете удивлены, но на островах якудза выбирают не только представительские иномарки или большие отечественные премиум-седаны вроде Toyota Crown Majesta, но и однообъёмники.
Причём седаны выбирают рядовые члены «семьи», а бизнес-вэн – удел босса. Ни один фильм о жизни якудза не обходится без Toyota Alphard или её вечного конкурента Nissan Elgrand, а возле злачных мест ночного Токио всегда стоит заниженный минивэн на огромных хромированных колёсах в раскоряку. Во время тест-драйва обновлённого Land Cruiser 200 на Урале я спросил у заместителя главного инженера внедорожника Такаки Мизуно, почему на островах роль мафия-мобиля играет «Альфард», а не «Крузак».
«Настоящий босс якудза никогда не ездит один, его всегда сопровождает свита. В Land Cruiser всем не поместиться, а на Alphard они могут подъехать красиво!», – ответит Мизуно-сан. Не уверен, что дизайнеры Toyota думали о королях преступного мира, когда рисовали очередной Alphard, но третье поколение модели получилось самым суровым. Посмотрите на этот хромированный панцирь решётки радиатора, на этот тяжёлый взгляд полностью светодиодных фар, –не надо с ним шутить.
Рад служить!
А вернее с его боссом, потому что жизнь Alphard, как и рядового «аники» –брата якудза –посвящена служению своему господину. Всё существо Alphard крутится вокруг комфорта пассажира второго ряда. Даже в базовой комплектации здесь установлены два отдельных кресла, а в версии Executive Lounge это не кресла, а настоящие троны. Они оснащены подогревом, вентиляцией, электроприводом спинки, выдвижной оттоманкой для ног, столиком для ноутбука, а также механической регулировкой по длине.
Единственный вопрос: почему здесь нет массажа? Не намёк ли это на то, что господину негоже разминать свою спину валиками, а следует везде таскать за собой личных массажисток? Ведь их вполне можно посадить на третьем ряду. Впрочем, если жизнь главного пассажира Toyota под угрозой, то массажисток вполне можно заменить телохранителями – места хватит и паре сумотори. Единственное, что может сделать третий ряд необитаемым –разложенная в горизонт спинка кресел на втором ряду.
Да-да, в отличие даже от Mercedes-Maybach S-Class в Alphard можно ездить лёжа. Увы, выигрывая у представительских седанов по простору и геометрии посадки, Toyota проигрывает в мелочах. Материалы в салоне не самые качественные, музыкальная система JBL могла бы звучать и получше, а шумоизоляция не идеальна. В довершении всего на неровностях кузов «играет», сиденья третьего ряда гремят.
Дело в том, что в сложенном состоянии они поднимаются вертикально вдоль стен, как на Land Cruiser 200, и на кочках бьются о стенки кузова. Alphard вообще не слишком любит плохие дороги. Плавность хода не идеальна, машина чувствительна к колеям, а если за рулём не пекущийся о комфорте босса «аники», а простой водитель, то к прочим неудобствам добавятся и резкие старты с пробуксовками. Потому как «Альфард» может!
Для особых ситуаций
В тех самых фильмах про якудза, которые я уже вспоминал, большие бизнес-вэны не раз становились героями погонь и перестрелок. Если не вдаваться в особенности конструкции Alphard, то можно принять японцев за сумасшедших.Ведь гонять на микроавтобусе – ещё более глупая затея, чем устраивать погоню на рамном внедорожнике. Но хватает буквально пары километров за рулём минивэна Toyota, чтобы понять – это лучший транспорт для того, чтобы преследовать или убегать.
Ведь по сути это пусть и огромная, но всё же легковая машина. Её ближайшим родственником является хорошо нам знакомая Camry с V6. Поэтому стрелка на спидометре показывает сотню всего через 8,3 секунды после старта, а максимальная скорость составляет вполне приличные для минивэна 200 км/ч. Попробуй догони! А ведь из Alphard и отстреливаться удобно: задние двери с электроприводом, широкие пороги и удобные ручки позволяют вести огонь на ходу.
Даже станковый пулемёт можно установить или гранатомёт, ещё... впрочем, я увлёкся. Ведь Россия – не Япония, и у нас молчаливые ребята с суровыми лицами всё ещё предпочитают Land Cruiser 200. А владельцы Alphard используют его исключительно в мирных целях, в которые он бьёт без промаха. Да, без претензий со стороны водителя не обойтись, и претензии эти такие же, какие были у нас к топовой Camry.
Лишённый внятного нулевого положения руль требует постоянных подруливаний, под тягой в поворотах не избежать пробуксовки, на больших скоростях заставляют напрягаться недостаточно мощные тормоза, а крены едва ли не больше, чем у рамного внедорожника. Впрочем, проигрывая легковым представительским машинам, Alphard в клочья разрывает всех своих конкурентов по сегменту.
Потому что и Mercedes-Benz V-Class, и Volkswagen Multivan построены на основе коммерческих фургонов, которые просто затянули в кожу и под завязку упаковали опциями. В немецких машинах ты чувствуешь, что управляешь пусть очень маленьким, но всё же автобусом. А уж когда машина выезжает на плохую дорогу... удары такие, какие в Toyota возможны, только если враги её владельца подложат под машину противопехотную мину.
Удел чужака
И Mercedes, и Volkswagen созданы, чтобы возить большие делегации, а в Toyota хорошо и одному. И в этом кроется главная проблема японского вэна, из которой он вчистую проигрывает немецким микроавтобусам рыночную борьбу. Это на островах у модели есть и более доступные версии с мотором 2.5, и гибрид, и более доступный близнец Vellfire, который позиционируется, как семейная машина.Alphard – это, прежде всего, автомобиль бизнес-класса, а уже потом универсальный минивэн.
Тем, кто ищет автомобиль для большой семьи, ни к чему вся эта роскошь второго ряда. А вот отсутствие багажника в трёхрядной конфигурации и невозможность полностью убрать сиденья станут серьёзными поводами отказаться от покупки. Как и дефицит ёмкостей для мелочей, ограниченная трансформация салона, прожорливый и попадающий в самую дорогую налоговую категорию бензиновый мотор наконец. А те, для кого он предназначен, просто не смотрят в его сторону.
Одних отпугивает однообъёмный кузов, других – не премиумный бренд Toyota. Если Land Cruiser – это сам по себе бренд, то Alphard – просто очень дорогая и роскошная Toyota. Вот купишь V-Class, и всем всё ясно: даром что он менее комфортен, зато Mercedes! И не важно, что бизнес-вэн из Японии при сопоставимом уровне комфорта дешевле даже базовых версий представительских седанов, а внедорожникам и седанам сегмента Е до Alphard, как от Москвы до Токио вплавь.
В России этот брат якудза – заморская экзотика с диковинным кодексом чести, тысячелетними традициями и обычаями. Но если вам нужен по-настоящему комфортный автомобиль дешевле четырёх с половиной миллионов, и вы выше предрассудков, то обязательно дайте Alphard шанс. Уверяю вас, для этой машины вы будете не просто владелец, но хозяин во всех смыслах, которые в это слово вкладывают в Японии.