Текст: Антон Ширяев; Фото: Кирилл Калапов
Французы сами виноваты. Виноваты, что неправильно просчитали рынок и выпустили Peugeot 408 и соплатформенный седан Citroen C4, когда популярность машин С-сегмента пошла на спад. Кто же знал? Корейцы, запустившие Hyundai Solaris и Kia Rio, и немцы с их седаном Volkswagen Polo и лифтбеком Skoda Rapid. Виноваты, что не смогли справиться с потоком жалоб недовольных надёжностью турбомоторов 1.6 семейства Prince. А кто бы вёл себя по-другому? BMW! Ведь на автомобили Mini ставились те же моторы, но репутацию рассыпающихся ведёр британские машины так и не получили, ведь все проблемы решались по гарантии, без попыток списать поломки на бензин или трудные условия эксплуатации.
Виноваты, что так долго устанавливали на свои машины с атмосферными моторами тупой и ненадёжный автомат AL4. И самой большой жертвой всех этих просчётов стал Peugeot 408. В своей жизни я много ездил на этой машине в самых разных её версиях: совершал путешествия через всю европейскую часть страны, прописывал стенограмму на жёстких южных ралли и даже штурмовал лёгкое бездорожье с преодолением брода! И в целом машина-то мне нравилась. Тихая, просторная, с непробиваемой подвеской и привлекательной ценой, –я не раз рекомендовал её и друзьям, и читателям. Но то было в 2012 и 2013 годах, а сейчас даже после обновления Peugeot 408 вызывает у меня совсем другие эмоции.
Дунфэн цичэ гунсы
Убери льва и надпись на решётке радиатора, и в жизни не скажешь, что перед тобой французская машина! Современных «львов» отдалённо напоминают только вырез на нижней кромке фар, но, помимо журналистов, на это обратят внимание только фанаты марки –современные Peugeot продаются у нас в таких смехотворных объёмах, что большинство россиян увидят их только на картинках. Многие и вовсе примут обновлённый седан 408 за творение той самой «Дунфэн циче гунсы», как по китайски звучит название Donfeng Motor Corporation, владеющей блокирующим пакетом акций группы PSA. Впрочем, седан 408 и в день своего дебюта не был ни красивым, ни стильным, ни пропорциональным автомобилем. Так, конёк-горбунок, которому уготована судьба верного друга таксиста, пенсионера или обитателя глухой провинции, ценяшего практичность выше дизайнерских изысков.
Но с 2012 года рубль, а с ним и доходы россиян, упали так сильно, что теперь о седане за миллион с небольшим пенсионерам и провинциалам остаётся только мечтать. Да и среди такси калужский Peugeot, несмотря на огромный багажник и наличие дизельного двигателя в гамме, что-то не видно. И причина не только в репутации, но и в том, что калужский «француз» безнадёжно устарел. Интерьер 408 выглядит пришельцем из ранних нулевых, и это, увы, касается не только дизайна от машин Peugeot прошлого поколения, но и эргономики, полной проколов. Сидишь с чуть согнутыми ногами, показания приборов едва различимы из-за неудачного дизайна, центральный дисплей на солнце превращается в один сплошной блик, выдвинутый подлокотник перекрывает один из подстаканников, а управлять музыкой и круиз-контролем приходится вслепую –пульты их управления находятся под рулём.
На современных Peugeot всего этого давно уже нет! Более того, от большей части проколов удалось избавиться уже на 508, которая появилась в те же годы, что и 408. Хуже того, в мягких и аморфных креслах в дальней дороге натурально начинает ломить спину! Мой рекорд – 450 км без остановки, а дальше надо выйти и размяться. Не завидую таксистам, которым приходится работать на французском седане. Зато на втором ряду просторно, как в машине на класс, а то и на два выше, а таким объёмом багажника может похвастать лишь более дорогая Skoda Octavia. Рестайлинг принёс в интерьер по сути лишь мультимедиа-систему, к которой не было бы претензий, помимо расположения дисплея, если б она не подвисала.
Например, камера не всегда включалась мгновенно, а Apple CarPlay порой не видел мой iPhone. Да и сам объектив расположен неудачно низко, из-за чего картинка несколько искажает действительность. Также в списке оснащения появились датчики света и дождя, внутресалонное зеркало с автозатемнением и... всё! Ни кожаного салона, ни массажа, которые были у C4 Sedan ещё до рестайлинга, ни навигации, ни передних парктроников, ни ксеноновых фар, не говоря уже о полностью светодиодных, – всё это удел более дорогого Citroen. А ведь в табеле о рангах, не так давно принятой в группе PSA, именно Peugeot считается более престижным брендом, располагающимся аккурат между массовым Citroen и премиальным DS.
Запоздалое лечение
Но главное изменение в интерьере никак себя не выдаёт – селектор автоматической коробки передач не изменился, но сама коробка новая. Вернее новая она только для атмосферного двигателя 1.6 мощностью 115 л.с., а на его 150-сильной турбоверсии она применялась с самого начала. Речь о 6-ступенчатом автомате Aisin, который сменил 4-ступенчатую коробку AL4 совместной разработки PSA и Renault. Тот агрегат не только расстраивал слишком долгими переключениями и излишней адаптивностью, но и регулярно выходил из строя. Подводили агрегат слишком нежные фрикционы, не выдерживавшие долгих пробуксовок в снегу или песке, а также ударных нагрузок при штурме бордюров.
Хуже всего то, что сгорали фрикционы ближе к концу гарантийного периода в 100 000 км, а дилеры отказывались превентивно менять их в надежде на поломку уже после конца гарантии. Проблемы с коробкой AL4 и ненадёжные турбомоторы –вот те черепахи, на которых стоит имидж Peugeot, как производителя ненадёжных машин. И раньше у вас не было варианта избежать обоих зол – или AL4 с атмосферником, или Aisin, но с турбомотором. Теперь такой вариант есть. Конечно, чудес не бывает, и 115 л.с. не превращают 408 в ракету ни с 4-ступенчатым, ни с 6-ступенчатым автоматом, но веселее седан Peugeot всё же поехал. Если раньше 408 тратил на разгон до 100 км/ч 13,8 с, то теперь – 12,5. Согласитесь, солидная разница!
Сократился и расход топлива, причём сразу на 0,7 л в смешанном цикле:было – 7,4 л на 100 км, а стало – 6,7 л. А ещё на высокой скорости солидно понизился уровень шума, так как обороты двигателя при тех же показаниях спидометра теперь примерно на 1 000 об./мин. ниже. Кстати, двигатель тоже иной. Раньше на машинах с автоматом использовался более мощный и моментный мотор с отдачей в 120 л.с. и 160 Нм, а теперь – такой же, как на 408 с МКП мощностью 115 л.с. и с крутящим моментом в 150 Нм. Впрочем, даже его можно дополнительно оживить, включив спорт-режим у коробки передач, после чего она начинает дольше держать пониженную передачу. Есть ещё «зимний» режим, а также возможность переключать передачи вручную. Что я и делал, заранее переключаясь вниз, перед обгонами с выездом на встречку. Всё же при таких манёврах динамики Peugeot не хватает.
Торопиться не надо
Атмосферного двигателя для столь крупной машины недостаточно. Причём моторная немощь лишает 408 не только динамики, но и комфорта. Ведь при каждом ускорении двигатель приходится выкручивать в звон, а автомат постоянно мечется между передачами, переключаясь вниз, даже когда вы лишь слегка увеличили нажатие педали газа. Так что торопиться на 408 не хочется, тем более комфортным он всё-таки быть умеет. Уровень шума в Peugeot неожиданно низкий – ветра не слышно вообще, двигатель досаждает лишь при ускорении, да и колёса неплохо изолированы. Но по-настоящему подкупает калужский «француз» плавностью хода. При локализации машины инженеры Peugeot полностью перенастроили подвеску, сделав основной упор на энергоёмкость.
В итоге 408 позволял дубасить по самым плохим дорогам, не обращая внимание на изъяны дорожного полотна. На крупных неровностях Peugeot лишь покачивается, средние не замечает вовсе, а как-то чувствуется лишь дорожная мелочь. На грунтовых дорогах поддерживать 70-80 км/ч на Peugeot, как правило, удается без проблем, а о поперечных волнах покрытия узнаешь только по колебаниям машин впереди – 408 остаётся недвижим, как монолит. Обратной стороной медали являлись солидные крены, которые, тем не менее, не сбивали машину с траектории. Рулевое управление на скорости радует приятным усилием и отличной информативностью, но на маленьких скоростях гидроусилитель мог бы работать и поактивнее –руль туговат.
Но главный недостаток даже не в этом. Благодаря отличной работе подвески ваша пятая точка остаётся в неведении о всех тех ямах и заплатках, которыми изобилуют отечественные дороги, а вот руки в курсе –на руль в поворотах при проезде неровностей приходят удары. А если начинаешь ехать быстро, то руль порой буквально выбивает из рук – чем сильнее крен, тем сильнее удары. Ужасно обидно, ведь 408 не потеряется и на извилистой дороге, ведь шасси настроено здорово. Машина довольно оперативно следует за поворотами руля, уходит на более крутой радиус под сброс газа, да и в целом адекватно и прогнозируемо реагирует на все действия водителя.
Доживание
По большому счёту Peugeot 408 доживает свой век на нашем рынке, и рестайлинг не в силах изменить глобальное положение вещей. Да, в прошлое ушёл проблемный автомат AL4, но и с 6-ступенчатой коробкой Aisin атмосферный седан по-прежнему не радует ни динамикой, ни экономичностью. В реальной жизни турбированная машина окажется на литр экономичнее. Но главная проблема 408 в том, что он кажется морально устаревшим, а стоит немало. За те же деньги можно взять топовый Hyundai Solaris/KIA Rio или Volkswagen Polo/Skoda Rapid. И эти машина будут динамичнее, экономичнее, симпатичнее и богаче оснащены.
Да и с перепродажей проблем не будет, ведь репутация этих марок не чета Peugeot. Раньше Peugeot однозначно бил конкурентов своей плавностью хода, но теперь корейцы подтянулись, а немецко-чешская парочка хоть и жёстче, зато приятнее управляется. Вот и получается, что кроме простора на втором ряду и огромного багажника, преимуществ у 408 больше нет. Получается, что Peugeot 408 может заинтересовать только таксистов, да пенсионеров, использующих машину пару раз в году для переезда из города в деревню и обратно?
Хуже того, если раньше у Peugeot был козырь в рукаве в виде дизельного двигателя, с которым 408 демонстрировал чудеса экономичности, да и острого дефицита динамики не наблюдалось, то тепрь 114-сильный мотор 1.6 HDI доступен и для Citroen C4. А ведь автомобиль «двойного шеврона» не выглядит устаревшим и предлагает совсем другой уровень оснащения и комфорта! Так что я, увы, не вижу для машины светлого будущего. Как не видят его и в московском офисе PSA, ведь даже дебют рестайлинговой модели в России задержался – нужно было распродать склады с дореформенными машинами, а сам рестайлинг вышел половинчатым. В отличии от 408 для Латинской Америки, у нашей машины даже заднюю часть менять не стали.