Найти в Дзене
ПРОЕКЦИЯ

Что такое «субъект»?

Оглавление

Художники Александр Верёвкин и Олег Савунов продолжают повествование о главных идеях, которые они затрагивают в своей практике. Ранее они рассказали о том, как какие смыслы может нести пейзаж и традиционное изображение природы. А мы посвятили публикации их проектам «Топография пустоты» и «Фигура фантазма».

Следующую серию материалов художники посвятили одному из самых неочевидных вопросов искусства и философии — фигуре субъекта. В первой части мы узнаем, как картина может передавать не один, а сразу несколько точек зрения.

Данный материал является обзором концепций расширенного поля зрения, представленных в работе «The Gaze in the Expanded Field» Нормана Брайсона (Norman Bryson) . Его текст оказался основополагающим для рассказа о наших проектах, поэтому краткий анализ основных его положений был включён в совместный artist talk, прошедший вначале в школе Пайдейя, а затем в резиденции Quartariata. Мы попытаемся обобщить сказанное в письменной форме в 3-х частях (прим. авторов, — Проекция).

В своей книге Норман Брайсон прослеживает исторический путь появления децентрализованного субъекта на основе теоретических работ Жана-Поля Сартра, Жака Лакана и японского философа Кейджи Нишитани.

Единичный субъект

Традиционно в визуальном искусстве под субъектом понимается положение, которое позволяет рассматривать то, что происходит, например на картинной плоскости. Следуя этой логике, можно предположить, что картина в музее будет объектом, а зритель, который рассматривает и "расшифровывает" картину - субъектом.

Такое представление отношений объект-субъект отражается в идее Декарта о централизованном (познающем) субъекте. Декарт различал объект и субъект через определённый набор свойств:

Объект:

• Имеет постоянное место в пространстве;

• Существует независимо от других объектов;

• Имеет постоянную форму.

Помимо свойств объектов, Декарт приписывал субъекту ещё одно свойство:

• Субъект находится в позиции универсального центра, вокруг которого разворачивается мир объектов.

Таким образом, субъект всегда находится как бы в активной позиции по отношению к миру объектов.

Расщеплённый субъект

Сартр, задаваясь вопросом о том, может ли субъектов быть несколько, описывает каким образом возникает расщеплённый субъект. Он утверждает, что наличие «другого» делает объектом самого субъекта, ломая тем самым его выделенную позицию.

Несмотря на множество фигур в пространстве галереи, истинным субъектом будет тот, кто наложил на изображение водяной знак в центре. © Andersastphoto
Несмотря на множество фигур в пространстве галереи, истинным субъектом будет тот, кто наложил на изображение водяной знак в центре. © Andersastphoto

Концепция взгляда «другого» по Сартру наиболее ясна в его истории о наблюдателе в парке [1]. Повествование включает в себя две стадии. В первой стадии Сартр входит в парк и открывает для себя, что он один: все в парке находится там для него, то есть в отношении к нему, как к неоспоримому центру визуального поля.

Все в парке раскрывается перед этим абсолютным центром проживаемого горизонта: субъект пребывает в единственной точке стабильности вращающегося вокруг него мира: мастер перспектив, полновластный повелитель вида. В этом первоначальном состоянии возбуждения от этого самообладания (само-нахождения) ничто не угрожает его владению собственным Я как «средоточию визуального королевства».

© Ina Fassbender, Reuters photo
© Ina Fassbender, Reuters photo

Но во второй стадии Сартра это господство множественности и просвещенного места грубо обрывается: в парк, как и в уединенную область наблюдателя, входит «другой». Вторжение разрушает мир субъекта, ломает замыкание в себе наблюдателя. Смотрящий становится наблюдаемым: наблюдатель всех наблюдателей, исходный зритель становится зрелищем в поле, которое обозревает «другой».

С появлением в парке «другого» открывается иная перспектива, и линии полёта сбегают от смотрящего Я, чтобы встретиться в новой точке вхождения. «Нарушитель» стоит в своём собственном центре вещей и тянет к себе все, что он видит. Наблюдающее Я теперь касательная, а не центр. Нарушитель превращается в своего рода сток, который засасывает в себя все былое многообразие, чёрная дыра вытягивает вид от самого наблюдателя в поглощающую пустоту.

Сценарий Сартра можно проиллюстрировать примером из живописи. В картине Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504) расщепление субъекта происходит благодаря переходу от центральной перспективы ко множественной.

Рафаэль Санти, Обручение Девы Марии, 1504
Рафаэль Санти, Обручение Девы Марии, 1504

C одной стороны, все архитектурные пространства внутри картины повёрнуты к зрителю, предоставляя ему полный обзор. С другой стороны, линии площади, окна, двери ведут к так называемой точке схождения, расположенной на горизонте, в которой зритель находиться не может . В ней соединяются два плана — сама площадь, символизирующая человеческий мир, и нетронутые природные ландшафты.

Это место, «всасывающее» в себя перспективные линии олицетворяет наличие «другого». Точка наблюдения и точка схождения являются неразделимыми: без одной не существует и другой. Таким образом, уничтожение субъекта через множество перспектив является неизбежным следствием его присутствия и, соответственно, смотрения.

[1] Жан-Поль Сартр. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. ч.3, гл. I - Существование другого, Взгляд. М.: "Республика", 2000

Текст: Александр Верёвкин, Олег Савунов.

Редактор: Юрий Гудков

Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.