Текст: Сергей Удачин, Фото: Борис Ульзибат
Маленькие имиджевые хэтчбеки А- и B-класса в России всегда были, есть и будут штучным товаром. Ведь продаваемые у нас сейчас Smart Fortwo, MINI Cooper и DS 3 не дёшевы. Их в основном выбирают фанаты таких машин и те, кто хочет выделиться на общем фоне, потратив на автомобиль не больше стоимости приличного компактного кроссовера. Однако, даже несмотря на пугающие ценники, сити-кары Smart и хэтчи MINI встречаются на дорогах довольно часто. Чего не скажешь о маленьком «французе».
А ведь он такой же яркий и нетривиальный, как его ближайшие соперники. К тому же благодаря марке DS, некоторое время назад решившей стать самостоятельным премиум-брендом и отпочковавшейся от материнского «Ситроена», хэтч стал позиционироваться как шикарная дизайнерская игрушка на колёсах. Да ещё и обновление у DS 3 случилось некоторое время назад. Казалось бы, что ещё нужно для успеха автомобилю в этом сегменте?
Но если 5 лет назад, когда хэтч назывался Citroen DS 3, его ежегодно покупали сотни россиян, то в 2015-м под именем DS 3 (уже без Citroen) у нас продали всего 32 машины. А в прошлом году, когда модель на время ушла из России, хозяев нашли всего 9 таких автомобилей! Мы решили выяснить, что не так с этим стильным «французом», и взяли обновлённый DS 3 на тест-драйв.
На первый взгляд
Даже с не самым ярким из имеющихся в ассортименте цветов кузова - изумрудным в сочетании с чёрной крышей - DS 3 выглядит невероятно эффектно. А наш ещё и дополнительно украшен набором наклеек Plane на крыше, дверях и боках, выполненных в духе то ли гонок, то ли самолёта-истребителя, то ли компьютерных игр и виртуальной реальности. Но даже без них машине есть чем привлечь к себе внимание окружающих.
Это и раздутые, как мускулы, колёсные арки, и покрытые хромом фальшрадиаторная решётка, молдинги и дверные ручки, и чёрные 17-дюймовые литые диски Aphrodite с алмазной полировкой. А ещё запросто можно свернуть шею, засмотревшись на стеклянную заднюю полусферу окон проезжающего мимо DS 3 и словно парящую крышу, светодиодно-ксеноновые фары головной оптики и трёхмерные задние фонари. Неплохо для автомобиля, пережившего не один рестайлинг и выпускаемого с начала десятилетия!
Интерьер у DS 3 тоже симпатичный. Выглядящие спортивно кресла с развитой боковой поддержкой довольно мягкие и комфортные. Усечённый снизу руль с серебристой вставкой «под алюминий» и приливами в верхней части на ощупь приятен и смотрится здорово.
Впрочем, как и приборный щиток с тремя колодцами и непривычной нечётной оцифровкой спидометра, а также практически зависший в воздухе над ним козырёк. Добавьте сюда сочетание разных фактур и форм поверхностей, тёмную обивку потолка. И вот он – тот самый премиум-эффект.
Есть нюансы
Но всё замечательно лишь при взгляде со стороны и ровно до того момента, когда оказываешься в машине, прикасаешься к разнофактурным пластиковым поверхностям и пытаешься настроить под себя место водителя. Тут же в DS 3 обнаруживается масса спорных решений, порой кажущихся непродуманными и даже несуразными.
Например, при росте в 170 см руль, несмотря на регулировки по вылету и наклону, невозможно настроить так, чтобы он не перекрывал части приборного щитка. А угол наклона спинок передних кресел меняется ступенчато с чересчур большим шагом, что довольно неудобно.
В салоне решительно негде положить смартфон, кроме как в нерегулируемый по высоте подлокотник. В опущенном положении он напрочь перекрывает доступ к ручке стояночного тормоза и мешает пристёгивать и отстёгивать ремень безопасности. А ещё в машине некуда повесить одежду.
Причём крючки не предусмотрены как в салоне, так и в небольшом, но глубоком багажнике, в котором поклажа, если её не закрепить, с грохотом летает из стороны в сторону во время поездки. Плюс в машине совсем нет подстаканников, чтобы поставить бутылку с водой или стакан с кофе. Дверные карманы для этого – не лучшее место.
Обе ёмкости, оказавшись в них, никак не фиксируются, поэтому то и дело норовят завалиться набок. Есть в DS 3 вопросы и к освещению. Его плафон на потолке хоть и сделан тройным – с боковыми секциями для индивидуальной подсветки – но расположен почему-то над задним диваном! Передним седокам от него никакой пользы.
Экономия? Отнюдь! Ведь в обоих солнцезащитных козырьках красуются большие макияжные зеркала с полноценной подсветкой по бокам. Складывается впечатление, что над интерьером DS 3 работали два разных дизайнера, которые между собой не общались… Какой-то непродуманный «премиум» у них получился.
Движение в кайф
Зато на ходу компактный хэтчбек не разочаровал, потому что едет он здорово! С этим автомобилем я впервые за долгое время вспомнил, как хороши в городе маленькие машины. На DS 3 одно удовольствие маневрировать во дворе, парковаться и разъезжаться на тесных улочках.
В этом, кстати, водителю очень помогают парктроники и камера заднего вида, транслирующая довольно качественную цветную картинку. А ещё на хэтче легко перестраиваться в потоке машин, где окружающие зачастую пропускают тебя только для того, чтобы получше рассмотреть.
Под капотом обновленца безальтернативная для России 110-сильная бензиновая рядная «турботройка» 1.2 с 6-ступенчатым японским автоматом Aisin. Это, кстати, отличный тандем, и его вполне хватает для комфортного передвижения как по городу, так и по трассе. Непривычный для нашего рынка маленький моторчик задорно рычит и способен бодро разгонять трёхдверку.
Конечно, вдавливать в сиденье при этом никого не будет, но и немощным доходягой в потоке машин себя не чувствуешь. Хэтч плавно, но быстро набирает скорость, а коробка при этом незаметно и также плавно щёлкает ступени как в ручном, так и в автоматическом режиме.
Гармонию их слаженной работы разрушают, пожалуй, только пробки, да поездки на непрогретой машине. Первое не любит автомат, который при движении на малых скоростях демонстрирует повадки не самого расторопного «робота», задумываясь и иногда даже подёргиваясь.
Словно в его конструкции нет гидротрансформатора. А второе без удовольствия воспринимает мотор. Кажется, что его поршни и шатуны пытаются трудиться согласованно, но у них это выходит не сразу. Впрочем, неравномерную работу цилиндров можно ощутить и на прогретом двигателе. Тут уж ничего не поделаешь – «турботройка».
Подвеска DS 3 жестковата. На ровном асфальте она позволяет шустрить, проходя повороты, как по рельсам, и с минимальными кренами. Неровности же не пропускает, подробно рассказывая о них водителю и пассажирам. Но есть одна хитрость, позволяющая ехать на этом хэтче довольно быстро и вполне комфортно.
И она описана в русской поговорке «больше скорость – меньше ям». Без шуток! Дело в том, что на скорости где-то до 40 км/ч подвеска тщательно отрабатывает все шероховатости и изъяны дороги, возвращая в салон фидбек о плохом покрытии.
А на большей скорости в силу своей короткоходности и зажатости, она не успевает этого делать, и чаще всего колёса просто пролетают над неровностями. Кроме больших ям, ухабов и лежачих полицейских. Перед ними надо замедляться, чтобы не подлетать в воздух. Кстати, тормоза у DS 3 хороши.
Они не резки, как у других «французов», но эффективны и дозировать ими как плавное, так и интенсивное замедление легко без привыкания. Руль с электроусилителем тоже настроен как надо. В нём есть приятная тяжесть. На малых скоростях, когда нужно маневрировать и много крутить «баранку», усилие на ней не велико, но ощущается. С ростом скорости руль тяжелеет.
Французская жадность
Каждый раз садясь по утрам в выхоложенный за ночь DS 3, и беря в руки руль с большой серебристой вставкой, которая хоть и сделана из пластика, но обжигает пальцы и ладони холодом, как настоящий алюминий, я ругал французов за жадность. Неужели нельзя было адаптировать машину для холодного климата, оснастив хотя бы обогревом «баранки»? Жмоты! А ведь доставшийся нам на тест хэтчбек в средней комплектации So Chic не так уж и беден.
По умолчанию в нём есть регулируемый по вылету и наклону руль с усилителем, круиз-контроль с ограничителем скорости, климат-контроль и центральный замок с кнопками на ключе. А ещё электростеклоподъёмники, электропривод и обогрев зеркал, светодиодные противотуманки, задние фонари, подсветка номера и дневные ходовые огни, а также многоступенчатый обогрев передних кресел, задний парктроник, датчики дождя и света, прилично звучащая аудиосистема с 6 динамиками, USB, Bluetooth, поддержкой MirrorLink и CarPlay.
Плюс набор систем безопасности, а также фронтальных и боковых эйрбегов. За такой автомобиль 2017 года дилеры просят от 1 325 000 рублей. Но наш экземпляр стоит 1 659 000 рублей, поскольку дополнен ещё большими и красивыми колёсами, опциональными фарами, наклейками кузова, кожаным салоном, навигацией, передним парктроником и камерой заднего вида. Вроде бы всё необходимое и даже больше в DS 3 есть.
Но многое из этого перечня уже воспринимается как должное в новых современных автомобилях, не претендующих на «премиальность». А вот, например, беспроводной зарядки для смартфона, панорамного люка в крыше, бесключевого доступа, электропривода сидений и обогрева заднего дивана, которые очень пошли бы дорогой и модной игрушке на колёсах, в DS 3 не найдёте даже за доплату!
Успех или провал?
За неделю французской моды, которую мы устроили себе, взяв на тест-драйв маленький стильный хэтч DS 3, выяснилось, что по своей сути эта трёхдверка за сопоставимые с конкурентами деньги выступает на вполне приличном уровне. Но слишком уж большое количество нюансов мешает автомобилю стать по-настоящему популярным в этом тесном и очень нишевом сегменте.
Это и некая иррациональность в эргономике, и отсталость в технологиях, и скудность выбора версий, кузовов и силовых агрегатов. С другой стороны - непопулярность DS 3 в нашей стране делает эту французскую трёхдверку настоящим эксклюзивом на дороге. А разве не ради этого и покупаются такие машины?