Найти тему
Философия для жизни

Ценности и смыслы

Что позволяет сформировать ценностный «стержень» в человеке? С какими философскими понятиями можно отождествить его? Как его сохранить в течение всей жизни?

Основная проблема здесь состоит в том, чтобы приобрести «стержень»; потом, конечно, можно его утратить, если падать и не иметь сил подняться (но я бы сказал, если падать морально). Прежде всего стержень теряется, если человек предает самого себя.
Стержень — это позвоночник человеческой души, то, что позволяет нам быть вертикальными; это центрирующая ось, собирающая воедино все наше существо, всю нашу жизнь; это то, что придает душе форму. Если нет стержня, душа не имеет формы, а не имея формы, она рассыпается, приспосабливаясь к миру.

Обладать стержнем значит иметь и нести внутри себя огненный принцип. Можно вспомнить, что огню присущи два качества: он вертикален и всегда дает свет и тепло, поэтому стержень — это всегда огненное начало в человеке, где свет означает ясность, способность ориентироваться в пространстве смыслов-ценностей, способность различать, а значит, и способность правильно выбирать, а тепло — это человеческое тепло. Огненное начало внутри себя подразумевает эти два момента — свет и тепло. Поэтому стержень собирает, центрирует и направляет нашу жизнь, не позволяет ей выйти за пределы русла, по которому душа движется на встречу с самой собой, с Богом, с вечностью. Если нет этого направляющего начала, я бы даже сказал — смысла, то сегодня нам хочется одного, завтра — другого, мы зависим от моды, течений, веяний и так далее.
Что придает прочность жизни? Смысл. Смысл — это основная тема симфонии нашей жизни, бедная или богатая, но всегда тема, которую мы играем самоотверженно, радостно. В смысле — мы есть, вне его — мы во власти времени и архонтов мира сего. Смысл — это духовное измерение жизни, а значит, всегда выход за пределы сугубо личных интересов. Я бы даже дал такое определение: духовность для себя не является духовностью. Духовность — это всегда духовность для других, но она присутствует в нас, мы её открываем внутри себя. Стремление к духовности из эгоистических побуждений никогда не приводит к духовности.

-2

Почему я хочу быть лучше, и зачем мне нужна духовность, зачем нужна свобода? Что я с ней буду делать? Свобода ведь обязывает, являясь нелегкой ношей, и поэтому не все хотят свободы, часто предпочитая ей рабство заблуждения или какую-то другую форму рабства.
То есть стержень человека — это смысл, это духовные ценности, это присутствие Бога в сердце человека, но не Бога той или иной религии; здесь Бог обозначает Возвышенное, Тайну.
Человек таков, каковы его ценности, интересы, устремления и мечты. Перефразируя известную поговорку, можно сказать: скажи, с какими ценностями, мечтами и идеалами ты дружишь, и я скажу, кто ты. Только в своем ценностном отношении к миру, к людям, к природе, к культуре, к тайне человек раскрывает свою суть.
Таким образом, есть проблема ценностного отношения к жизни. Что для меня ценно? Без чего я не могу жить? Часто нам может казаться, что мы не можем жить без любви. Особенно без любви, которую дарят нам другие. А я бы сказал: хорошо, когда человек не может жить не любя, когда другой представляет для меня не вещь и не средство, а высшую ценность, то, без чего жизнь была бы беднее… То, что у нас есть ботинки, — это хорошо, что есть хлеб и крыша над головой, что есть работа — тоже хорошо. Но все это и многое другое потребно не столько для души, сколько для нашего тела. И, к сожалению, чаще всего мы хорошо разбираемся только в вопросах, касающихся тела. Мы говорим, что хорошо было бы иметь новые ботинки, новую шубу, новую одежду, дачу, машину. Но душа тоже нуждается в заботе. У нее есть свои потребности, и если пренебрегать ими, она страдает, а часто и гибнет, изморенная голодом, холодом, страхами, сомнениями и скитаниями по пустыне.
Можем вспомнить одну притчу о ценностях в жизни человека. Она рассказывает о юноше, который каждый день размышлял о том, что делать в жизни, с чего начать жить. Эта мысль очень волновала его. И однажды, прогуливаясь по берегу моря, он увидел старика, который задал ему вопрос: «Молодой человек, что вас беспокоит?» Юноша ответил: «В жизни есть много вещей, которые важны, но я не знаю, что важнее». Старик ответил, что эту проблему решить очень просто. Он взял с земли кувшин и начал складывать в кувшин камни величиной с кулак. Он положил туда пять камней и спросил у юноши, полон ли кувшин. Тот ответил: «Да, полон». Тогда старик добавил в кувшин камней поменьше, которые заполнили пустоты, и опять задал юноше тот же вопрос. Юноша ответил, что теперь точно полный. Тогда старик взял горсть песка и наполнил кувшин до краев.
Подобное мы делаем в жизни. Большие камни — это по-настоящему важное для нас: идеал, семья, мечты, стремления, друзья. Можно добавить еще несколько важных вещей: наука, например. Маленькие камни — это тоже важные вещи, но не настолько важные. Например, дом, квартира, машина, одежда. А песок — это то, без чего можно обойтись, но оно присутствует в жизни, это мелочи. Если из кувшина выбросить и песок, и маленькие камни, кувшин останется полным. Иными словами, когда речь идет о жизни, можем сказать, что она наполнена, если в ней есть то, что обладает весом, значимостью. Главная проблема людей в том, что свой кувшин жизни они заполняют песком и камушками, пренебрегая подлинно ценным.
 К важным ценностным, составляющим стержень человека, я бы еще добавил дружбу, присутствие тайны, принятие другого как тайны, мира как тайны, стремление к добру. Все это значимо в нашей жизни. Например, если говорить о дружбе, то следует отметить, что дружба всегда больше, чем просто приятельство. Можем процитировать Цицерона, который сказал: «Лишь достойные люди способны на дружбу». Два друга — это почти двое в одном. Друг — это всегда зеркало. Кто-то сказал, что худшая форма одиночества — это когда двое живут вместе, но каждый одинок. Одна из болезней нашего времени — это одиночество, и оно увеличивается пропорционально росту разных поверхностных форм коммуникации. И это проблема. Поэтому я считаю, что свою дорогу к смыслу и к счастью можно начать с дружбы, с приручения, о необходимости которого говорил Лис Маленькому принцу.

-3

Как сохранить стержень? Очевидно, нужно прилагать усилия и искать большие, беременные смыслом, камни. Где их искать? В жизни. Дружба не берется ниоткуда, дружба создается совместными усилиями, ее выращивают, для нее сражаются, ее постепенно открывают. Друг — это подлинное благо, которое мы часто недооцениваем, ибо нам кажется, что дружба не нуждается в заботе, что она сама собой подразумевается.
Проблема человека не в том, что смыслов, ценностей не существует, а в том, что мы просто их не видим или не осознаем их значимости.
Следует отметить, что поиск и выбор ценностей и приоритетов — работа на всю жизнь. Если о жизни мыслить из перспективы смерти, то мы легко разберемся, что важно, а что — нет. Сразу все становится очень просто. Поэтому одна из духовных практик во многих западных и восточных школах — это размышление и памятование о смерти.

Как вы думаете, в чем смысл жизни?

Вопрос о смысле жизни — это достаточно трудный вопрос, но прежде всего мы должны признать, что человек — это тот, кто наполняет жизнь смыслом, и тот, кто ищет смысл жизни.
Говорить о том, в чем заключается смысл жизни и предназначение человека, можно с разных позиций, и разные философские школы ответят на этот вопрос по-разному. Очевидно, что вопрос о смысле жизни не исчерпывается теоретическими рассуждениями и что каждый, осознавая это или нет, отвечает на этот вопрос, но не словами, а своим образом жизни, за которым легко разглядеть систему ценностей, а из нее вырастают наши мысли, чувства, слова и поступки.
Если говорить о смысле, который люди придают жизни, можно обратиться к сказке о Царевне-Лягушке. Сказка рассказывает о том, что у одного царя было три сына. Когда они выросли (то есть созрели для смысла и осмысления жизни, для выбора образа жизни), отец сказал им, что пора жениться. Каждый сын взял лук и выстрелил, и стрела первого упала возле дома купца, второго — возле дома боярина, третьего — в болото возле лягушки. Дальше сказка рассказывает, как разворачивалась судьба каждого из сыновей. Если мы помним, почти ничего не говорится о жизни первых двух сыновей после их женитьбы, кроме как о соревновании невест. И сказка констатирует, что в этом соревновании ни купчиха, ни боярыня не способны творить чудеса, волшебство, в отличие от лягушки, Василисы Прекрасной, которая положила в рукава кости и вино, а появилось озеро с лебедями и т. д. Сказка интересуется жизнью Ивана Царевича и его проникновением в некоторое волшебное пространство, куда улетела Василиса Прекрасная и Премудрая.
Нам может казаться, что эта сказка наивная, но она говорит о трех основных смыслах, которыми мы наделяем нашу жизнь. Купец — это человек, который считает, что прожить жизнь — значит иметь, приобретать, и в этом для него смысл: иметь заводы, дачу, машину, много денег, иметь всего много. Смысл и счастье для него состоят в том, чтобы иметь. Второй сын считает, что иметь — это хорошо, но лучше иметь славу, почести, и смысл для него — в том, чтобы добиться славы и почестей. А третий сын — это искатель, начинающий философ, у которого стрела попала «туда, не знаю, куда», в болото; и невеста его на миг открывается, а затем снова прячется. Мы открываем тайный смысл жизни, но потом он ускользает; смысл постоянно требует, чтобы его искали. И если мы будем понимать, что смысл — это всегда движение в глубину и восхождение к возвышенному, тогда у нас всегда будут эти чудесные приключения, о которых говорится в сказке о Царевне-Лягушке: мы победим своих кощеев бессмертных, приобретем друзей и т. д., то есть будем обогащаться внутренне. В первых двух вариантах происходит обогащение в сфере внешнего, и здесь судьба может забрать все, что мы имели, например почести. Но то, что мы завоевали и что несем в своей душе, — этого у нас никто не может забрать. Это не значит, что купец или боярин не способны любить. Да, они любят, имеют семью, но для них основной смысл обозначен материальными благами.

-4

Я считаю, что смыслом жизнь наполняем мы; каждый выбирает смысл, и это зависит от широты взглядов, от того, как мы понимаем жизнь. Об этом говорит другая красивая притча. Трех человек, участвовавших в строительстве храма, спросили: «Что вы делаете?» (Все они везли кирпичи.) Первый ответил, что он возит кирпичи, второй ответил, что зарабатывает деньги для семьи, а третий сказал, что он строит храм. То есть одни и те же дела в жизни приобретают разное значение в зависимости от того, каким смыслом мы их наделяем. Я думаю, что эти осмысления важны, следует помнить, что жизнь нам дана, чтобы обогащаться внутренне, радовать других, преодолевать трудности. Если мы это понимаем, тогда нам будет легче.
Другими словами, я считаю, что для более глубокого смысла необходимо мнение или убеждение, что наша душа бессмертна. Это важная идея, точка отсчета, поскольку заставляет нас по-другому смотреть на жизнь, требует большей заботы о душе.
Вторая мысль, которую надо помнить, — что наша жизнь конечна. Что бы мы ни делали, мы уйдем из этой жизни через сто или двести лет. Поэтому на жизнь надо смотреть из перспективы смерти. То есть помнить о том, что, когда мы будем отсюда уходить, мы заберем только то, что несем в своем сердце, а все остальное оставим. Когда мы говорим о смыслах, я думаю, все это важно.
Человек должен не спрашивать, в чем смысл его жизни, а осознать, что этот вопрос обращен к нему самому. То есть жизнь спрашивает нас, каким смыслом мы ее наделяем, какие цели ставим перед собой. И мы сами, наша жизнь, ее качество, то, к чему мы стремимся, — это и есть ответы на вопрос о смысле.
Смыслы жизни можно найти, но смыслы нельзя дать. Невозможно никому дать смысл его жизни. Можно указать на дороги, ведущие к смыслу, но жизнь каждого очень разнообразна, и именно сам человек выбирает смыслы или отсутствие смыслов.
Смысл необходимо постоянно искать. Пока не закончилась наша жизнь, мы не открыли полноты всего смысла. Откровение смысла — это одновременно творчество и самотворчество, это созидание и восхождение, это улучшение себя.
Понятие «смысла» предполагает жизнь «с мыслью», то есть жизнь, в которой присутствует мысль, некоторый выбор осмысления; это жизнь, прожитая не бездумно, не впустую. Смысл — это всегда цель, то, ради чего мы живем. В смысл нашей жизни входят наши друзья, наша семья, может быть, наша работа. И прекрасно, если ко всему этому мы добавляем еще немного мистичности, немного заботы о себе, своей душе, немного способности становиться лучше и много-много человечности. Я думаю, что это прекрасно.
Найти смысл — значит подружиться с жизнью. Если жить в согласии с ней, она становится нашим союзником, обучает нас, мы идем с ней в ногу. Мы выбираем свою жизнь, то, какой она будет. Выбирать смысл — значит выбирать свое предназначение и выбирать дорогу. Если мы не выбираем дорогу, тогда за нас это сделает необходимость или судьба.
Таким образом, если говорить о смысле, важно качество жизни, и это его надо улучшать на всех планах: на психологическом, ментальном и физическом.
Чтобы улучшить качество жизни, надо научиться отличать преходящие эмоции и поверхностные волнения от глубоких чувств, стараться культивировать глубину. Когда есть глубина, легко преодолевать маленькие разногласия. Я часто говорю о том, что есть тысячи маленьких причин, чтобы люди не были вместе, и лишь одна — чтобы вместе строить жизнь, и это — любовь. Поэтому любовь выше всего, выше ссор и маленьких недоразумений. Поэтому надо возвышать свои чувства, выбирать чувства, не допускать, чтобы нами овладевали те или иные эмоции или чтобы мы просто пребывали только лишь в эмоциональной сфере. Надо осмысливать свой опыт на ментальном плане. С нами что-то происходит, и из этого можно делать какие-то выводы, чему-то научиться, чтобы не наступать все время на одни и те же грабли. И также, очевидно, надо развивать добродетели. Их мало, потому что Бог проверяет нас не в великих вещах, а маленьких, повседневных.

-5

Если говорить о духовном пути, не надо впадать ни в фанатизм, ни в нетерпимость, нужно стремиться к зрелости. Следует понимать, что духовность нельзя купить, духовность — это то, что собирается «по зернышку» в течение всей жизни. Духовность невозможна без нравственности, без добродетели, и ее нам не может дать ни одна «духовная» практика, ни йога, ни вегетарианство. Часто даже бывает, что эти практики способствуют усилению эгоизма, и люди, которые думали о духовности, становятся менее духовными, потому что слишком заняты собой. Поэтому во всем должно быть здравомыслие, и нельзя путать методы и цели; методы — это не цели, это инструмент, а он всегда должен исполнять свою роль.

Есть ли жизнь после жизни?

Если говорить о жизни после жизни, я считаю, что она есть. А если ее нет, мысль о том, что она есть, мне нравится. И не потому, что это надежда не светлое будущее после смерти, а потому, что это позволяет мне по-другому смотреть на жизнь. Если спросить о том, какова жизнь после смерти и от чего она зависит, я бы сказал, что она зависит от качества нашей жизни в этом мире: мы при жизни создаем то, что с нами будет после смерти. В этом смысле посмертные существования похожи на сновидения, красивые или некрасивые. Вначале некрасивые (надо немного очистить душу), а потом красивые. Подобно тому, как наши сновидения зависят от того, как мы прожили день и о чем думали, так и потусторонняя жизнь зависит от качества нашей жизни здесь и сейчас. В этом аспекте можем сказать, что иных миров столько же, сколько и людей: каждый строит свой мир — иной мир и здесь, при жизни. Немного об этом ином пространстве нам символически рассказывают наши сновидения, немного — опыт жизни здесь и немного — тексты, такие как Египетская книга мертвых и Тибетская книга мертвых.
Об этом можно долго говорить, но следует обратить внимание на один важный момент: при жизни наше «я» максимально обращено наружу; когда мы засыпаем, оно немного обращается вовнутрь; когда мы умираем, внешнее исчезает, и человеку не остается ничего другого, кроме как всмотреться вглубь самого себя, встретиться с самим собой и отделить золото жизни от песка существования. После смерти мы встречаемся с самым худшим и самым лучшим в себе, и об этом надо помнить. Во Владимирском соборе в Киеве при выходе есть изображение Страшного суда и черного ангела, а в Кирилловской церкви — страданий в аду. Эти сцены напоминают нам, что мы выходим из священного пространства — где мы забыли о мирском, профанном, встречались с самим собой, разговаривали с Богом — и снова возвращаемся в обыкновенное, грешное пространство; и надо помнить о том, что нас будут судить. Один философ сказал, что страшный суд совершается ежедневно. И это правда. Но мы это игнорируем, и вместо того чтобы взвешивать свои поступки, оценивать самих себя, мы эту работу предоставляем ангелу смерти…

-6

Как найти свое предназначение?

Прежде всего, надо дать философское определение предназначения. Человек всегда ищет смысл, который, кроме него самого, никто не сможет ему дать. И если говорить о предназначении, я бы сказал, что предназначение стола — быть столом, чашки — быть чашкой, а человека — быть человеком. То есть основное предназначение человека — это, в первую очередь, быть человеком. И если мы, говоря о предназначении, имеем в виду профессии, то Бога это не интересует, это не подлинное предназначение. Его интересует, насколько мы «очеловечиваемся» и действуем гуманно внутри той или иной профессии. Все, что мы делаем в этой жизни, включая и профессию, должно дать нам возможность «очеловечиться», узнать, кто мы есть и на что способны. Нам приходиться выбрать профессию, так как мы должны чем-то зарабатывать на хлеб и в чем-то реализоваться, через что-то себя открывать, но профессия — это не предназначение.
Спрашивать о предназначении — значит спрашивать о смысле. Спрашивать «в чем смысл жизни?» значит задать себе вопрос не «почему», а «для чего» я живу. И надо открыть для себя эти смыслы, и пусть это будет, например, только семья.
ХАЛ сказал: «Твои усилия должны быть подчинены смыслу жизни, и этот смысл проходит через твое сердце, раскрываясь изнутри наружу, как лепестки лотоса…» Смысл открывается в нашем сердце. «…Открыть свое предназначение — это часть нашей ответственности, но помни, ты не можешь искать его всю жизнь. Нужно быть практичным и уметь принимать решения, это тоже означает ответственность». Мы не можем искать предназначение и смысл всю жизнь, не можем быть в вечном блуждании, мы должны их открывать, как уже говорили выше.

Какую роль в нашей жизни играют цели? Как их достигать? И можно ли обойтись без них?

Присутствие в жизни целей является одним из факторов, делающих человека человеком. То, что у нас есть цели, говорит о том, что мы способны проецироваться в будущее и у нас есть ожидания и надежды. Например, у моей собаки нет жизненной цели, и она не проецирует себя в будущее, она не ставит себе цель быть хорошей, чтобы завтра ей дали косточку, у неё есть только эмоции.
Цель — это место назначения, и она предполагает движение, стремление осуществиться и осуществить задуманное. Но человек всегда должен ставить «человеческие» цели, способствующие очеловечиванию и себя и мира. Мы не можем знать, кто мы, если не знаем, на что способны, что можем сотворить и каких целей способны достичь.
Как добиться поставленной цели? Я думаю, нужна воля, устремленность, упорство и постоянство. Хотеть и знать, осмелиться и мочь. Хотеть значит проявлять волю; знать значит понимать, каким образом, знать средства достижения цели; мочь значит быть способным осуществить; и осмелиться значит начать движение.
С чего начинается завтра? С сегодня. Человек открыт будущему. Благодаря этой открытости будущему возможно самостроительство и строительство как таковое. Мы можем существовать в мире, но все-таки, как говорит Чайка Джонатан Ливингстон, мы пришли в этот мир не для того, чтобы кушать, а для того, чтобы овладеть искусством полета. Овладеть искусством полета — тяжелая работа, и мы должны это понимать. А для этого мы имеем ценности. Завтра всегда открыто, но есть «разные» завтра. Например, «завтра» с точки зрения внутреннего роста или «завтра» с точки зрения определенных целей и ответственностей.
Допустим, я могу сказать: «Завтра я стану богатым». Или: «Дай Бог, через год я женюсь». Это не те планы и не те мечты. Завтра начинается с изменения в нас самих. Можно ставить определенные цели, ожидать чего-нибудь. Но завтра начинается с сегодняшнего шага. Ведь если, например, я хочу стать врачом или хорошим программистом, я вначале становлюсь студентом. И завтра начинается сегодня: с обучения, со сдачи экзаменов. Чтобы стать врачом, необходимо после диплома пройти интернатуру. Поэтому необходимо научится ставить, в каком-то смысле, внутренние и внешние цели. Но часто внешних целей достигать легче. Внутренне делаться лучше, укреплять волю всегда труднее, но изменения начинаются с нас самих. И всегда есть, например, внешние обязанности, соответствующие нашему возрасту и положению: если мне 20 лет, то мое завтра очень открыто, а если мне 70 лет, завтра у меня не такое, хотя это не значит, что оно не перспективное. Оно просто немного короче, и оно требует осмысления. Завтра тогда тоже открыто, но оно уже больше открыто к смерти, к осмыслению.

-7

Как обрести золотую середину?

Золотая середина — это не половина чего-то. Это гармоничное сочетание разных факторов. Можно сказать, что золотая середина — это совпадение должного и возможного. Это срединный путь. Если от этого уходить в крайности, требуя от себя больше, чем возможно, — мы сломаемся, если не требовать даже возможного — погрязнем в лени и рутине. Вопрос не в том, чтобы мы занимались чем-то 24 часа в сутки, а в том, чтобы найти свою меру по отношению к делам, чтобы браться всегда за должное и возможное — не больше и не меньше. Потом, с приобретаемым опытом, это соотношение можно увеличивать…
Золотая пропорция с точки зрения математики предполагает, что меньшее относится к большему, как большее — к целому. И это соотношение придает красоту всему. Это условие гармонии. Золотая пропорция присутствует в нашем лице, она есть в нашем теле, в росте растений. Она есть везде, где есть красота. Золотое сечение — условие целостности, потому что в нем нет частей, а есть соотношение. Условно части есть, но эти части представляют собой единое целое.

-8

Другими словами, занятие философией должно сочетаться с работой, отношениями с родителями, разными заботами. Мы ведь не можем разделить жизнь на две половины — философскую и нефилософскую. Должно быть сочетание. Но даже если мы нашли эту золотую середину, важно помнить о том, что сегодня она такова, но по мере роста необходимо искать новую точку. В течение всей жизни мы растем, и золотая пропорция появляется в нашем теле на четвертом году нашей жизни. Мы растем, но она сохраняется.
Таким образом, золотая середина — это целостность жизни, это гармоничное сочетание должного и возможного в разных аспектах жизни. Точка равновесия не меняется, но меняется уровень наших возможностей. Мы приобретаем все больше стабильности, все больше вертикальности, больше уверенности. Соотношение должного и возможного в одном возрасте одно, а в другом возрасте — другое. Когда мы студенты — соотношение одно, а когда взрослеем и берем на себя ответственность — оно меняется. Жизнь не статична, все в ней меняется и движется.

Антон Мусулин