Российские автолюбители всегда по достоинству ценили ВАЗ 2101. В советские времена владельцы «Жигулей» вызывали уважение и даже зависть. История одного из самых популярных автомобилей начинается в 1966 году, когда до фирменного названия, ставшего известным во всем мире, оставалось менее года.
Автодуэт СССР и Италии
Днем рождения автомобиля марки ВАЗ 2101 можно считать 16 августа 1966 года. Именно в этот день в Москве представители советского Внешторга и руководство автокомпании из Италии Fiat подписали соглашение о совместном производстве легкового автомобиля нового поколения. Согласно документу завод по производству трех вариантов легковушки (седан ВАЗ 2101, универсал ВАЗ 2102 и люкс ВАЗ 2103) размещался на советской территории.
За образец стандартной комплектации был взят лидер авторынка Италии - Fiat 124. Первые поездки Фиата по советским дорогам сразу выявили необходимость изменения конструкции. Недолговечность кузовной части, быстрое стирание тормозных дисков в задней части автомобиля, слабое освещение фар, нижневальный движок и отсутствие креплений для буксировки в случае поломки – вот основные недостатки итальянской модели, которые были учтены при разработке ВАЗа. Специалистам пришлось существенно дорабатывать технические особенности отечественного автомобиля, подстраиваясь под качество городских и проселочных дорог и сурового российского климата.
Нет предела совершенству
Внешне ВАЗ 2101 напоминал Фиат. Отечественные разработчики добавили зеркало бокового вида с левой стороны и несколько поменяли внешний вид и расположение ручек на дверцах авто. Обивка в салоне выглядела весьма шикарно для советских времен, а, самое главное, была весьма износоустойчивой.
Внутренняя начинка автомобиля существенно отличалась от Фиата. В первую очередь разработчики поместили двигатель на более высоком уровне и увеличили расстояние между цилиндрами для последующего наращивания диаметра. Усиленная подвеска и многие механизмы автомобиля были приспособлены под особенности вечной российской проблемы - качества дорог. Руководство автомобильного завода приняло решение об отказе от задних дисковых тормозов в пользу барабанных, которые меньше подвергались загрязнению и имели больший срок службы. Данная тормозная система была в те годы лучшей в отечественном автопроме. Управление автомобилем также подверглось доработке. Размер сцепления увеличился до 200 мм. Коробка передач ВАЗа получила усиленную конструкцию синхронизаторов.
Стоит отметить тот факт, что изменения в модель автомобиля вносились как со стороны советских конструкторов, так и со стороны итальянцев. По воспоминаниям работников ВАЗа, большинство инноваций было предложено итальянскими конструкторами. Всего «Жигули» получили более 800 отличий и доработок от Фиата. При этом все запчасти и детали изготавливались на отечественном автомобильном заводе.
Уникальность ВАЗ 2101 заключалась в применении новых конструкторских решений, которые не использовались в создании остальных отечественных автомобилей. Мощный двигатель при работе практически не был слышен в салоне, что позволяло общаться во время поездок не на повышенных тонах. Обогреваемый салон позволял не замерзнуть владельцу даже в самые сильные морозы, при этом автомобиль свободно заводился без дополнительного разогрева двигателя. Еще одной отличительной особенностью «Жигулей» стала возможность преодолевать значительно большие расстояния без поломок и непредвиденных остановок
Универсальный номер для ВАЗа
Именно к Жигули стал применяться идентификационный документ – нормаль ОН 025270-66. Индивидуальный индекс присваивался всем новым моделям. Классность машины определялась с помощью первых двух цифр (прицеп, универсал и т.д.), следующие две цифры говорили о модели. Модифицированные версии получали дополнительные цифры, свидетельствующие о порядковом номере изменений и предназначении (для холодного, умеренного климата).
Как ВАЗ превратился в Жигули
Оригинальное название для автомобиля ВАЗ 2101 появилось только через полгода после начала выпуска моделей. Как вспоминают старейшие работники автозавода, в 1967 году директор крупного автомобильного предприятия В.Н. Поляков утвердил название, инициатором которого выступил один из конструкторов А.М.Черный. Разработчики итальянского Fiat изготовили специальные надписи, украсившие заднюю часть кузова автомобиля. В народе «Жигули» прозвали «единичкой», а затем «копейкой», когда популярность отечественного автомобиля стала гораздо меньше.
Каждому по «Жигули»
Первые шесть моделей «Жигулей» появились 19 апреля 1970 года, а уже к середине следующего года Тольяттинский автозавод выпустил более 172 000 экземпляров. Рекордное количество "Жигулей" было выпущено в 1973 году, тогда отечественный авторынок получил 379 000 экземпляров. Последние классические модели ВАЗа увидели свет в 1988 году. За 18 лет конвейер предприятия подарил миру 4,85 миллиона экземпляров.
Популярность модели отечественного автопрома привела к росту экспорта ВАЗ 2101 в западные страны. Усовершенствованная модель получила название Lada 1200. ГДР, Чехословакия, Югославия, Венгрия, Франция, Великобритания, Финляндия, Египет и другие социалистические и капиталистические страны стали активно покупать «Жигули» у СССР.
Новые времена, падение экономики привели к постепенному снижению технических качеств ВАЗа и падению популярности в народе, но еще долгое время "Жигули" считались лучшим отечественным автомобилем. Народное всероссийское признание к ВАЗ 2101 пришло в 2000 году. Опрос, проведенный журналистами автоиздания "За рулем", определил "Жигули", как лучший отечественный автомобиль XX века. Качество, надежность и простота эксплуатации - вот основные причины того, что спустя 46 лет со дня выпуска первого автомобиля ВАЗ 2101, эта живая классика все еще ездит по российским дорогам, составляя конкуренцию многим современным западным и отечественным автомобилям.
Понравилась статья?
Подписывайся на канал и ставь лайк!
Это поможет нам подбирать для тебя самую интересную информацию.