Восстанавливаясь после кровопролитной Второй мировой войны, страны-участницы не последнее внимание уделяли гражданской реактивной авиации. Не осталась в стороне и новообразованная Германская Демократическая республика, авиаконструкторы которой в середине 1950-х годов начали разрабатывать проект собственного реактивного лайнера. Предполагалось, что новый самолёт станет достойным наследником пассажирских машин Хуго Юнкерса, построенных им до войны. Но обо всём по порядку.
История пассажирского реактива ГДР началась немного раньше. После окончания войны группа немецких авиаконструкторов была переправлена в СССР, где вошли в состав специального конструкторского бюро ОКБ-1. Задачей ОКБ-1 было воссоздание технической документации на бомбардировщики фирмы Юнкерс и создание нового реактивного дальнего бомбардировщика на реактивной тяге (по сути — доведение до ума проекта бомбардировщика Junkers EF 150).
Проект получил обозначение «изделие 150» и был реализован в количестве 2 опытных машин. Среди конструкторов, работавших над этим проектом был и известный специалист по стреловидности крыла профессор Брунольф Бааде. В 1954 году правительство ГДР обратилось к СССР с просьбой разработать турбореактивный пассажирский самолёт и именно Бааде возглавил работы над ним. Используя наработки по проекту «изделия 150», команда конструкторов создала первый в послевоенной Германии реактивный лайнер — Baade 152. Самолёт также встречается в литературе под обозначениями Dresden 152, VEB-152 и Flugzeug 152.
Основные работы над Baade 152 были выполнены в цехах производственного объединения Flugzeugwerke в Дрездене, куда команда конструкторов профессора Бааде была переведена из СССР. Разработка проекта заняла 2 года и 30 апреля 1958 года новый лайнер впервые был представлен публике.
От своего родителя — бомбардировщика «изделия 150» — Baade 152 взял ряд технических решений. В частности, аэродинамическую компоновку, стреловидность крыла и размещение двигателей под крыльями в специальных спаренных пилонах. Самолёт использовал двигатели производства ГДР — Pirna 014. В комфортном пассажирском салоне могло разместиться от 48 до 57 пассажиров, которых новый лайнер мог перевозить с крейсерской скоростью 800 км/ч на расстояние до 2500 километров. Практический потолок полёта — 11 километров.
В свой первый полёт Baade 152 поднялся 4 декабря 1958 года. Проведя 35 минут в воздухе, экипаж отмечал хорошие лётные качества новой машины. Работы над лайнером продолжались — доводились двигатели, авионика, выполнялись рулёжки по аэродрому. Но во втором полноценном полёте случилась катастрофа. 4 марта 1959 года первый прототип Baade 152 разбился, унеся жизни всех 4 членов экипажа. Несмотря на сомнения в целесообразности дальнейшей разработки, проект всё же был продолжен.
26 августа 1960 года взлетел второй прототип, а в цехах уже закладывали три предсерийных экземпляра VEB-152. Но жизнь распорядилась по другому. После смерти первого президента ГДР Вильгельма Пика была проведена переоценка программы строительства реактивного лайнера. На результаты этой переоценки оказал влияние СССР, настойчиво продвигавший странам Варшавского договора уже запущенный в серию Ту-104. Проект Baade 152 был свёрнут в 1961 году. Предсерийные экземпляры сразу разобрали в цехах, прототипы тоже пали жертвой разборки. Сегодня сохранился лишь фюзеляж одного Baade 152 в музее аэропорта Дрездена.
Совершив всего 3 полноценных полёта, турбореактивный лайнер Baade 152 остался в истории несбывшейся мечтой ГДР о поднятии международного престижа страны путём разработки собственного самолёта. Технические решения, которые были применены на нём и на "изделии 150" в то время были восприняты с изрядным скептицизмом. Пройдёт 10 лет и они начнут широко применяться в гражданской авиации (например, подвесные крыльевые пилоны для двигателей). Ну а мы, к сожалению, уже никогда не узнаем - как бы могла сложиться карьера этого перспективного лайнера.
Спасибо за внимание, дорогой читатель!
Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы не пропустить интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши в комментариях или на редакционную почту - main.aerodrome@gmail.com