(1571-1610) Итальянский художник, чья манера изображения привела к рождению реализма и наступлению эпохи барокко в живописи.
Подборка работ Караваджо здесь
Микеланджело Меризи родился в Милане в семье архитектора, работавшего на местного Сфорца. Когда ему было пять лет, от чумы умерли его отец и дед, мать забрала детей и уехала в родной городок, который назывался Караваджо. После смерти матери в 1584 году Меризи вернулся в Милан, где его наставником стал Петерцано - ученик выдающегося Тициана.
Через 8 лет Меризи оказался в Риме, притом в весьма щекотливых обстоятельствах: его подозревали в убийстве, он был нищ, голоден, болен и практически гол. Вскоре, однако, он уже работал на Джузеппе Чезари, художника Папы Римского. В это же время на столичный манер ему дали прозвище по месту рождения: так Микеланджело Меризи стал Караваджо.
Буйный нрав художника проявился и в Риме – после очередной драки живописец попал в тюрьму, где ему довелось познакомиться с Джордано Бруно. В 1594 году после долгого пребывания в госпитале (Караваджо заболел малярией) его пригласил к себе на виллу кардинал Франческо дель Монте. Там Караваджо познакомился с Томмазо Кампанеллой и Галилео Галилеем. Именно в этот период Караваджо стал известным и востребованным художником – тем не менее, в его творчестве всё ещё прослеживается явный след искусства Ренессанса. Впрочем, в таких работах, как «Лютнист» и «Юдифь и Олоферн», уже видна узнаваемая манера работы с тенями.
Большим успехом для Караваджо стал контракт с церковью Сан-Луиджи-деи-Франчези – для неё он создал четыре картины в духе тенебризма: объём, форму и содержание фигурам придавал свет на изображении.
Правда, чем точнее и прекрасней становится техника живописца, тем больше проблем возникает с церковниками: одну за другой они отвергают картины, требуют переписывать и корректировать их. Караваджо получал за работы хорошие деньги, и быть бы ему почитаемым и богатым художником, если бы не его скверный характер: его патронам всё время приходилось вытаскивать скандалиста из передряг. В конечном итоге в 1606 году его обвинили в убийстве и Папа Римский объявил Караваджо «вне закона» - это значило, что убить художника теперь мог любой желающий.
Мастер сбежал из Рима, немного поскитался по Италии и вскоре скрылся на Мальте. Он даже вступил в местный орден, чтобы избежать выдачи папскому Риму, но сам же всё испортил: в 1608 году его посадили в тюрьму, на этот раз по указанию Мальтийского ордена. Ему удалось сбежать, Караваджо вновь отправился в скитания – на этот раз на Сицилию. В 1610 году по личной просьбе кардинала Гонзага Папа Римский решил рассмотреть возможность помилования художника. Узнавший об этом Караваджо решил вернуться в столицу, но по пути произошло нечто странное: судно, которое он зафрахтовал, высадила его на итальянском берегу, после чего художник пешком направился в Рим. Смерть встретила его в пути. По крайней мере, так гласит официальная версия.
Автор: Денис Божинский