Город Жодино с населением 63 888 человек расположен примерно в 50 км от Минска на железнодорожной ветке Москва-Брест. В 1812 году неподалеку отсюда разворачивались события краха армии Наполеона, а сегодня в непосредственной близости от города, расположен градообразующий крупнейший в мире и единственный в СНГ завод “БелАЗ”, выпускающий грузовики, грузоподъемность которых варьируется от 30 до умопомрачительных 450 тонн.
Местоположение и инфраструктура Жодино привлекли сюда компанию Geely, которая входит в десятку крупнейших автопроизводителей Китая. За два с половиной года компания создала совместное белорусско-китайское предприятие по мелкоузловой сборке (CKD) легковых автомобилей Geely, 90% продаж которых ориентированы на Россию.
Общая площадь завода составила 1,18 квадратных километров. Здесь в цехах завода «БелДжи», расположившегося бок обок с цехами завода «БелАЗ» идет полным ходом сварка, окраска и окончательная сборка кроссовера Geely Atlas. Нет разве что цеха штамповки – двери, крылья, крыши, капоты и прочие элементы кузова везут морем из Китая через порт «Клайпеда», что в Литве. Но примечательно все же другое.
Все это железо собирают воедино на современном предприятии - копии того, что работает в Китае, на новом оборудовании и не руками полчищ рабочих (сегодня на заводе работает 680 человек, а в 2018 году, с ростом производства, их станет порядка 1 000), а роботов, которые аккуратно варят кузова, таскают их по цехам, обрабатывают от коррозии и красят.
Сваркой кузовов и нанесением клея-герметика на стекла занимаются роботы фирмы KUKA, производства Германии. Сварочные клещи, которые также используют при производстве кузовов, производит японская фирма OBARA. Для контроля зазоров и прочих точных измерений используют шведскую трехкоординатную измерительную машину Hexagon.
Тележки AGV предназначены для установки двигателя и подрамников на кузова.
В цеху антикоррозийной обработки Geely Atlas не покрывают порошком, путем распыления, как на АвтоВАЗе, а окунают в ванны с различными составами, как при обработке автомобилей марки Volvo, которой, к слову, и владеет Geely.
Этот процесс называется катафорезным грунтованием. Весь процесс производится на американском оборудовании GRACO.
Не вдаваясь в подробности технологического процесса, скажу, что один раствор как бы взъерошивает металл (после такой обработки, если смотреть на металл под микроскопом, он похож на нахохлившегося ежа) чтобы последующие составы и ложились лучше, и держались надежнее.
На выходе слой оцинковки в 28-30 микрон и 100-процентная обработка кузова.
Перед тем, как запустить кузов в цех окраски, его осматривают, сдувают под давлением возможную металлическую пыль и стружку.
Затем прокрашивают труднодоступные места вручную. А далее кузов отправляется в цех роботизированной покраски и нанесения лака.
В цехе окраски так же трудятся 11 роботов фирмы DURR из Германии и установка GRACO (США) для подачи и нанесения антикоррозийного воска.
Грунт, база и лак производства немецкой фирмы BASF. Цех рассчитан на 8 цветов окраски.
На всех этапах обязательный контроль качества. И только после этого кузов передают в следующий цех.
А дальше - “свадьба” - так называют объединение кузова и шасси и сборка автомобиля: прокладка проводки, установка стёкол, сборка салона.
Заправка жидкостей...
После чего свежеизготовленный автомобиль снова проходит контроль качества и обязательный душ на наличие протечек в салоне.
Затем специалисты завода обкатывают автомобиль, чтобы удостоверится, что все узлы, агрегаты и электроника работают в штатном режиме. И готовят его к отправке дилеру.
Посещение завода Geely в республике Беларусь оставило самые приятные впечатления. Но, главное, есть ощущения, что цели экономить у автопроизводителя нет. И это ощущается не только в цехах и лабораториях завода, но и когда присаживаешься в Geely Atlas, тест-драйв которого можно почитать ЗДЕСЬ.