Найти тему

Русский портрет: конспект

Оглавление

Недавно прочла работу А.А. Сидорова о русском портрете. Тоненькая книга оказалась полезной: нигде больше я пока не встречала такого последовательного изложения по теме.

А.А. Сидоров — хранитель гравюрного кабинета ГМИИ им. Пушкина
А.А. Сидоров — хранитель гравюрного кабинета ГМИИ им. Пушкина
Алексей Алексеевич Сидоров (13 июня 1891 — 30 июня 1978) — советский искусствовед, библиофил и коллекционер, историк искусства, специалист по книговедению и истории рисунка.
Википедия

Книга "Русские портретисты XVIII века" написана в 1923 году и с тех пор больше не переиздавалась. К этому моменту Сидоров был профессором МГУ и успел поучиться в Мюнхене у Вельфлина. Но это ранний этап его научной карьеры. Чувствуется эмоциональность автора и горячая кровь, а также его приверженность идеям революции, которую, однако, легко игнорировать.

Ниже вы найдете краткий конспект 62-страничного издания.

Вводная часть

Автор задается вопросом, почему искусство России XVIII века — это в первую очередь искусство портрета. Он видит причину в петровских реформах, в результате которых русские художники начинают уезжать учиться в Европу, а европейские живописцы чаще приезжают работать в Россию. XVIII век — утверждение нового общества, еще не прочно сформированного, но уже влюбленного в себя. Отсюда и своеобразное самолюбование, и желание зафиксировать непрочный момент жизни. Но русский портрет, несмотря на западные ориентиры, сохраняет собственный стиль. Его истоки — в парсуне, а также влиянии Украины и Польши на художественный язык предыдущего столетия.

Петровские портретисты (1700-1725)

Среди портретистов времени правления Петра I Сидоров выделяет Ивана и Романа Никитиных и Андрея Матвеева.

Иван и Роман Никитины — первые пенсионеры Петра в Италии (1716-1719 гг.). Еще до отправки за границу Иван был сложившимся мастером. Он писал в наивно-процинциальной, но выразительной манере. Роман, по мнению автора, менее выдающийся портретист, и Сидоров о нем ничего больше не говорит.

Иван Никитин. Портрет напольного гетмана, 1720-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Иван Никитин. Портрет напольного гетмана, 1720-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Иван Матвеев. Портрет канцлера Головкина, 1720-е годы, Государственная Третьяковская галерея.
Иван Матвеев. Портрет канцлера Головкина, 1720-е годы, Государственная Третьяковская галерея.

Андрей Матвеев учился в Голландии и стал первым мастером иноземного толка. У него расплывчатая живопись, сдержанный колорит. При тоновом единстве живописи, он проигрывает Ивану Никитину в мастерстве колориста.

Андрей Матвеев. Княгиня Анастасия Петровна Голицына, 1728, Частное собрание
Андрей Матвеев. Княгиня Анастасия Петровна Голицына, 1728, Частное собрание
Андрей Матвеев. Автопортрет с женой Ириной Степановной, 1729, Русский музей
Андрей Матвеев. Автопортрет с женой Ириной Степановной, 1729, Русский музей

Вывод автора. Портретное искусство петровского времени малочисленно и недостаточно ясно для обобщения. А вот ко времени правления Елизаветы стилистика русского портрета уже вполне сформировалась.

Елизаветинские портретисты (1741-1761)

Среди портретистов времени правления Елизаветы Сидоров выделяет А. Антропова, И. Аргунова, И. Титова, И. Вишнякова и ряд малоизвестных и сегодня портретистов: семью Вельских, Махаева и Иконникова. Подробно останавливается только на первых двух.

"Эпоха Елисаветы — это и есть становление российского рококо, — Формы и тела, увесистые и тяжкие, размещенные в пространстве картины кое-как все наследие "парсунного письма" в живописи начала столетия, теперь пересозданные, и выявляющиеся в своеобразном синтезе с маскарадной грацией, привезенной с Запада, как нечто небывалое и примечательное".
Прим.: как видите, язык у автора не самый легкий

Алексей Антропов (1716 — 1795) — ученик Матвеева. Много подражает западным художникам: Каравакку и Ротари, но при этом сохраняет ту самую парсунность анатомическую неточность, крупность форм и некоторую неловкость в теле и лице. Типажи тоже выразительные, типично русские, бровастые и презабавные. Видно, что вот он уже в Европах не учился. Художник, чей "глаз сильнее руки".

Портреты Антропова были, должно быть, очень похожи. Так как они бесповоротно честны, их приходится считать великолепными документами, времени; и в самом деле: не типично ли исконно-русское грубоватое лицо "бабы" этой, накрашенной вовсю, для всей той давней, забавной, нелепой культуры?
Алексей Антропов. Портрет графини Воронцовой, 1761, ГТГ
Алексей Антропов. Портрет графини Воронцовой, 1761, ГТГ
Алексей Антропов. Портрет статс-дамы графини Марии Андреевны Румянцевой, 1764, ГРМ
Алексей Антропов. Портрет статс-дамы графини Марии Андреевны Румянцевой, 1764, ГРМ
Алексей Антропов. Портрет Петра III, 1762, ГТГ
Алексей Антропов. Портрет Петра III, 1762, ГТГ

Иван Аргунов (1729—1802) — крепостной мастер Шереметьевых. Ученик немецкого живописца Гроота.

Художник вполне реалистического склада, честный и — скучный, важный.
Портрет кн. М. М. Голицына в Русском музее в Петербурге дает новые композиционные комбинации, новые эффекты колористического порядка (яркие рефлекты панцыря), новое широкое пространство.

Иван Аргунов. Портрет князя И.П.Голицына, 1760-е гг., Самарский художественный музей
Иван Аргунов. Портрет князя И.П.Голицына, 1760-е гг., Самарский художественный музей

Екатерининские портретисты (1762-1796)

В эпоху Елисаветы русское искусство впервые обрело стиль.

Сидоров имеет в виду стилистическое единство русского портрета этого времени, портрета эпохи рококо. Искусство становится цельным. Из портретистов этого периода автор выделяет Рокотова, Левицкого и Боровиковского; слегка касается Лосенко, после которого осталось всего два портрета, а также упоминает двух неизвестных портретистов, Головачевского и Саблукова. По ним очень мало атрибуций.

Федор Рокотов (1730—1808), ученик ле Лорена, Ротари и Ивана Аргунова.

Один из тех, к которому будет еще долго влечь странное очарование посетителя галлерей и исследователя. Чрезвычайно не похожий сам на себя в разных .вариантах живописи своей , то мертвенный и неприятно деревянный по формам при весьма однообразной к тому же манере письма, он порою выявляется совершенно изумительным колористом.

"Вторая манера" Рокотова: портрет графини Анны Петровны Кутайсовой, 1780-е. Серебристая гамма, безукоризненный лепщик форм.
"Вторая манера" Рокотова: портрет графини Анны Петровны Кутайсовой, 1780-е. Серебристая гамма, безукоризненный лепщик форм.

Антон Павлович Лосенко (1737— 1773) — мастер академической живописи. Умер рано, оставил всего два портрета. Один из них, предположительно, автопортрет.

Лосенко, как и Рокотов, ученик Ивана Аргунова, чудесный портретист, портретист именно „картинного" склада, портретист тем паче необычный, что модели, его — деятели только что зарождающегося театра, не вельможи или придворные особы. Лосенко в отношении к героям своей живописи, может быть, самый свободный из всех портретистов русских XVIII века

А. Лосенко. Автопортрет
А. Лосенко. Автопортрет

А. Лосенко. Портрет Хлюстиной, ГРМ
А. Лосенко. Портрет Хлюстиной, ГРМ

Дмитрий Левицкий (17351822) — по мнению Сидорова, величайший русский портретист. Учился у Антропова ( 1762 г.), испытал влияние двух иностранных мастеров — Валериани и Лагренэ. Начинает с мужских портретов большого формата, но постепенно пишет все больше камерных женских портретов. Создает серию портретов "смолянок" — студентов Смольного.

Из всех предшественников Левицкий здесь берет у Антропова его густоту колорита, плавкое и крепкое письмо, и, пожалуй, у Рокотова — общую тональную сдержанность.
Дмитрий Левицкий. Портрет купца Сеземова, 1770 г.
Дмитрий Левицкий. Портрет купца Сеземова, 1770 г.

Дмитрий Левицкий. Портрет Нелидовой
Дмитрий Левицкий. Портрет Нелидовой

Портрет Екатерины Хрущевой и княжны Екатерины Хованской, 1773 г., ГРМ
Портрет Екатерины Хрущевой и княжны Екатерины Хованской, 1773 г., ГРМ

На этих портретах, все же, не изображается индивидуальность, скорее типаж.

Они ненастоящие — все эти очаровательные некрасивые красавицы с их ужимками на милых неправильных лицах, в их заученных позах нелепого танца на песком усыпанных дорожках парка.

Портретопись при Павле I

Главный портретист этого периода Владимир Боровиковский. Его живопись относится уже не к рококо, а к сентиментализму. В 90-х годах Боровиковский в Петербурге учится у Левицкого и Лампи. Он прибегает к похожим схемам в поясных женских портретах, а пространство из раза в раз трактует как декорацию, даже если это пейзаж.

Владимир Боровиковский. Портрет Лопухиной, 1797, ГТГ
Владимир Боровиковский. Портрет Лопухиной, 1797, ГТГ
Владимир Боровиковский. Портрет сестер Гагариных, 1802 г.
Владимир Боровиковский. Портрет сестер Гагариных, 1802 г.

Владимир Боровиковский. Портрет Нарышкиной, 1799,
Владимир Боровиковский. Портрет Нарышкиной, 1799,

Боровиковский — последний значимый портретист XVIII века. Кажется, Сидоров его немного недолюбливает на фоне Левицкого. Но это обусловлено тем, что Сидоров в портрете ищет не хорошую живопись, а хороший рисунок, который превалирует у Левицкого. Графика всегда интересовала автора несравнимо больше.

Осторожно

-19

Специфика искусствоведческих работ Сидорова в том, что он очень субъективен в оценках и не стесняется выражать свое мнение. Если вы готовитесь к экзамену или семинару, учтите это, и не используйте оценочные суждения автора. Кроме того, Сидоров ничего не пишет о портрете времени Анны Иоановны (1730-1740 гг.). Восполнить знания по этому периоду придется в другой литературе. Не помешает проверить и некоторые атрибуции его портретов. Они могли изменится за прошедшее столетие.