Недавно прочла работу А.А. Сидорова о русском портрете. Тоненькая книга оказалась полезной: нигде больше я пока не встречала такого последовательного изложения по теме.
Алексей Алексеевич Сидоров (13 июня 1891 — 30 июня 1978) — советский искусствовед, библиофил и коллекционер, историк искусства, специалист по книговедению и истории рисунка.
Википедия
Книга "Русские портретисты XVIII века" написана в 1923 году и с тех пор больше не переиздавалась. К этому моменту Сидоров был профессором МГУ и успел поучиться в Мюнхене у Вельфлина. Но это ранний этап его научной карьеры. Чувствуется эмоциональность автора и горячая кровь, а также его приверженность идеям революции, которую, однако, легко игнорировать.
Ниже вы найдете краткий конспект 62-страничного издания.
Вводная часть
Автор задается вопросом, почему искусство России XVIII века — это в первую очередь искусство портрета. Он видит причину в петровских реформах, в результате которых русские художники начинают уезжать учиться в Европу, а европейские живописцы чаще приезжают работать в Россию. XVIII век — утверждение нового общества, еще не прочно сформированного, но уже влюбленного в себя. Отсюда и своеобразное самолюбование, и желание зафиксировать непрочный момент жизни. Но русский портрет, несмотря на западные ориентиры, сохраняет собственный стиль. Его истоки — в парсуне, а также влиянии Украины и Польши на художественный язык предыдущего столетия.
Петровские портретисты (1700-1725)
Среди портретистов времени правления Петра I Сидоров выделяет Ивана и Романа Никитиных и Андрея Матвеева.
Иван и Роман Никитины — первые пенсионеры Петра в Италии (1716-1719 гг.). Еще до отправки за границу Иван был сложившимся мастером. Он писал в наивно-процинциальной, но выразительной манере. Роман, по мнению автора, менее выдающийся портретист, и Сидоров о нем ничего больше не говорит.
Андрей Матвеев учился в Голландии и стал первым мастером иноземного толка. У него расплывчатая живопись, сдержанный колорит. При тоновом единстве живописи, он проигрывает Ивану Никитину в мастерстве колориста.
Вывод автора. Портретное искусство петровского времени малочисленно и недостаточно ясно для обобщения. А вот ко времени правления Елизаветы стилистика русского портрета уже вполне сформировалась.
Елизаветинские портретисты (1741-1761)
Среди портретистов времени правления Елизаветы Сидоров выделяет А. Антропова, И. Аргунова, И. Титова, И. Вишнякова и ряд малоизвестных и сегодня портретистов: семью Вельских, Махаева и Иконникова. Подробно останавливается только на первых двух.
"Эпоха Елисаветы — это и есть становление российского рококо, — Формы и тела, увесистые и тяжкие, размещенные в пространстве картины кое-как — все наследие "парсунного письма" в живописи начала столетия, теперь пересозданные, и выявляющиеся в своеобразном синтезе с маскарадной грацией, привезенной с Запада, как нечто небывалое и примечательное".
Прим.: как видите, язык у автора не самый легкий
Алексей Антропов (1716 — 1795) — ученик Матвеева. Много подражает западным художникам: Каравакку и Ротари, но при этом сохраняет ту самую парсунность — анатомическую неточность, крупность форм и некоторую неловкость в теле и лице. Типажи тоже выразительные, типично русские, бровастые и презабавные. Видно, что вот он уже в Европах не учился. Художник, чей "глаз сильнее руки".
Портреты Антропова были, должно быть, очень похожи. Так как они бесповоротно честны, их приходится считать великолепными документами, времени; и в самом деле: не типично ли исконно-русское грубоватое лицо "бабы" этой, накрашенной вовсю, для всей той давней, забавной, нелепой культуры?
Иван Аргунов (1729—1802) — крепостной мастер Шереметьевых. Ученик немецкого живописца Гроота.
Художник вполне реалистического склада, честный и — скучный, важный.
Портрет кн. М. М. Голицына в Русском музее в Петербурге дает новые композиционные комбинации, новые эффекты колористического порядка (яркие рефлекты панцыря), новое широкое пространство.
Екатерининские портретисты (1762-1796)
В эпоху Елисаветы русское искусство впервые обрело стиль.
Сидоров имеет в виду стилистическое единство русского портрета этого времени, портрета эпохи рококо. Искусство становится цельным. Из портретистов этого периода автор выделяет Рокотова, Левицкого и Боровиковского; слегка касается Лосенко, после которого осталось всего два портрета, а также упоминает двух неизвестных портретистов, Головачевского и Саблукова. По ним очень мало атрибуций.
Федор Рокотов (1730—1808), ученик ле Лорена, Ротари и Ивана Аргунова.
Один из тех, к которому будет еще долго влечь странное очарование посетителя галлерей и исследователя. Чрезвычайно не похожий сам на себя в разных .вариантах живописи своей , то мертвенный и неприятно деревянный по формам при весьма однообразной к тому же манере письма, он порою выявляется совершенно изумительным колористом.
Антон Павлович Лосенко (1737— 1773) — мастер академической живописи. Умер рано, оставил всего два портрета. Один из них, предположительно, автопортрет.
Лосенко, как и Рокотов, ученик Ивана Аргунова, чудесный портретист, портретист именно „картинного" склада, портретист тем паче необычный, что модели, его — деятели только что зарождающегося театра, не вельможи или придворные особы. Лосенко в отношении к героям своей живописи, может быть, самый свободный из всех портретистов русских XVIII века
Дмитрий Левицкий (1735—1822) — по мнению Сидорова, величайший русский портретист. Учился у Антропова ( 1762 г.), испытал влияние двух иностранных мастеров — Валериани и Лагренэ. Начинает с мужских портретов большого формата, но постепенно пишет все больше камерных женских портретов. Создает серию портретов "смолянок" — студентов Смольного.
Из всех предшественников Левицкий здесь берет у Антропова его густоту колорита, плавкое и крепкое письмо, и, пожалуй, у Рокотова — общую тональную сдержанность.
На этих портретах, все же, не изображается индивидуальность, скорее типаж.
Они ненастоящие — все эти очаровательные некрасивые красавицы с их ужимками на милых неправильных лицах, в их заученных позах нелепого танца на песком усыпанных дорожках парка.
Портретопись при Павле I
Главный портретист этого периода — Владимир Боровиковский. Его живопись относится уже не к рококо, а к сентиментализму. В 90-х годах Боровиковский в Петербурге учится у Левицкого и Лампи. Он прибегает к похожим схемам в поясных женских портретах, а пространство из раза в раз трактует как декорацию, даже если это пейзаж.
Боровиковский — последний значимый портретист XVIII века. Кажется, Сидоров его немного недолюбливает на фоне Левицкого. Но это обусловлено тем, что Сидоров в портрете ищет не хорошую живопись, а хороший рисунок, который превалирует у Левицкого. Графика всегда интересовала автора несравнимо больше.
Осторожно
Специфика искусствоведческих работ Сидорова в том, что он очень субъективен в оценках и не стесняется выражать свое мнение. Если вы готовитесь к экзамену или семинару, учтите это, и не используйте оценочные суждения автора. Кроме того, Сидоров ничего не пишет о портрете времени Анны Иоановны (1730-1740 гг.). Восполнить знания по этому периоду придется в другой литературе. Не помешает проверить и некоторые атрибуции его портретов. Они могли изменится за прошедшее столетие.