Сколько известно примеров — и жизненных, и литературных, когда, вцепившись друг другу в волосы, представительницы, с позволения сказать, слабого пола мутузят друг друга почем зря. Разумеется, подобное зрелище является малоприятным, более того, вызывает отвращение. Ведь истинное призвание женщины — быть нежной, доброй и заботливой. Но, увы, жестокие реалии часто свидетельствуют об обратном: наши бабоньки скандалят в очередях, в транспорте, в других общественных местах, ничуть не стесняясь окружающих. Причем происходит это во все времена и повсеместно.
Помните, у Булгакова: Маргарита, сделавшись ведьмой, пролетает по городу и заглядывает в окна? И становится свидетельницей, как ссорятся две соседки по коммуналке. Ни одна из них не хочет остановиться, они обмениваются колкостями, и диалог идет по принципу «сам дурак». Так вот, на ехидную фразу «сами вы хороши!» Маргарита, озорства ради, бросает им, оставаясь невидимой: «Обе вы хороши!», чем приводит скандалисток в испуг и недоумение. Но нужно заметить: эти две особы все, же не переходили на личности и не использовали прямые оскорбления в адрес друг друга. Но как часто наши, с позволения сказать, дамы просто теряют человеческий облик, отстаивая в жаркой ссоре свою сомнительную правоту. Что это? Распущенность? Или же озлобленность на весь мир и неукротимое желание бросить всем вызов, дать понять, что будут бороться до конца, причем любыми способами?
Моя приятельница, интеллигентная вроде бы женщина, однажды в магазине, куда мы с ней зашли, начала пикироваться с одной из посетительниц. Мне было очень неловко наблюдать эту сцену, я даже отошла в сторонку, а потом спросила у нее, почему она дала себя спровоцировать на конфликт.
— В наше время, Валюша, поверь, иначе нельзя! Будешь овцой — тебя просто затопчут.
— Но зачем же опускаться до уровня хамов? Им ведь все равно ничего не докажешь, проще и спокойнее не связываться, ведь нервы и здоровье дороже.
— А пусть знают, что встретят достойный отпор, они уже и так повсюду себя хозяевами жизни чувствуют, спускать им нельзя!
Ну а моя подруга детства Оля отвечала на хамство своеобразно: обычно она не вступает в прямой конфликт, а произносит какую-нибудь уничижительную фразу и быстро удаляется. Например, ей грубит продавщица. Ольга пристально на нее смотрит, а затем говорит: «Голубушка, с вашим лицом я бы вообще на улицу не выходила!»
Наверное, каждому приходится наблюдать картинки из жизни, когда женщины вступают в схватку друг с другом — порой по самому ничтожному поводу. Конечно, в их защиту можно сказать, что жизнь сейчас тяжелая, значит, никто не застрахован от нервного срыва. Ведь счастливый человек никогда не сделает больно другому. Но, с другой стороны, публичный выброс агрессии свидетельствует о том, что у человека напрочь отсутствуют нравственные ориентиры. К тому же ведь культурные люди всегда думают о том, чтобы не доставить другим неудобств и неприятностей. Еще можно как-то понять, если бабы сцепляются из-за мужиков, например, законная жена дает выволочку сопернице. Но, на мой взгляд, истинная женщина должна при любых обстоятельствах сохранять чувство собственного достоинства.
Одна из моих сотрудниц, что называется, увела мужа из семьи. В коллективе Наталью любили — она была веселой и доброй, вот только в личной жизни ей постоянно не везло. Может быть, причиной стало то, что Наташа очень высокая и крупная женщина, где же ей было найти мужчину себе под стать? Так вот, совсем отчаявшись, она завела роман с женатым, а тот неожиданно влюбился, развелся со своей супругой и переехал к Наталье. Ну а брошенная жена однажды подкараулила ее у подъезда и устроила разборки с рукоприкладством.
— Ты ведь знаешь меня, Валя, — со слезами на глазах рассказывала Наташа, — я мухи не обижу, несмотря на свои габариты. А тут эта фурия налетела на меня с кулаками... Вот и пришлось мне от нее отбиваться, а она еще визжала как резаная.
— Но ее ведь тоже можно понять, — заметила я, — ведь мужа лишилась!
— Я что, силой мужика в загс тащила? — возмутилась Наташа. — Он ведь сказал тогда мне: не вини себя, не ты, так другая бы нашлась, я все равно не стал бы жить со своей... А его бывшая опозорила меня перед соседями, меня ведь до этого считали за приличную женщину.
— Да, похоже, счастье тебе с боем досталось, — посочувствовала я. А недавно мне пришлось стать свидетельницей безобразной сцены в автобусе. Народу в салоне набралось немного, поэтому все пассажиры расположились на сиденьях. Но спустя какое-то время позади меня разгорелась нешуточная ссора.
Ругались две женщины, причем конфликт начала та, которая сидела у окна и была, во всяком случае, по голосу, явно моложе.
— Уберите свой локоть! — потребовала она.
— А куда я его уберу? Может быть, мне вперед руку вытянуть и так ее держать, чтобы вам было удобнее?
— Выставляет свой локоть, да еще и косится на меня! — начала грубить первая.
— Так вы же вертитесь на сиденье, как червяк! — парировала вторая.
— Уж и по телефону нельзя позвонить! Жрать меньше надо, тогда бы и места меньше занимала, не мешала нормальным людям! — заверещала одна.
— Барыня нашлась! В такси бы тогда ездила! — не отставала другая.
— Нехрен было коситься! — повысила голос первая.
Меня очень поразило, что эти женщины вели себя непотребным образом, ничуть не стесняясь окружающих. Причем ехали ведь обе с удобством, но подумайте только: вдвоем уместиться на сиденье не смогли и устроили скандал на пустом месте. Конфликт между тем набирал обороты.
— Отстань от меня, я ведь тебя не трогаю, — сказала та, что постарше.
— Да ты просто дешевка! — яростно бросила более молодая.
— Что же ты, такая дорогая, в общественном транспорте ездишь, как я, дешевая?
Все присутствующие в автобусе молчали, но наконец-то не выдержал пожилой мужчина, что сидел через проход от меня.
— Милые дамы, вы ведете себя крайне неприлично, — сказал он.
— А ты не лезь, куда не просят! — отбрила его та, что помоложе.
— Ну, тогда напрашиваются три варианта, — продолжил мужчина.— У вас неустойчивая психика, вы" хамка от природы или очень несчастливы в личной жизни. Какой следует предпочесть? Окружающие рассмеялись, довольные уже тем, что накаленная атмосфера в автобусе разрядилась.
— Да отвяжись ты, старый дурак! — заблажила виновница конфликта.
— Все ясно: тут три в одном, плюс дурное воспитание, — невозмутимо ответил тот. — Вы, похоже, пожилых людей не любите, раз позволили себе нахамить и мне, и своей соседке, которая намного старше вас? Ее я, конечно, тоже не оправдываю, раз не хватило мудрости не связываться с вами, но и все-таки она ведь вам в матери годится. К тому же неделек тот час, когда и вы сами достигнете нашего возраста. Да и вообще, в чем суть вашего конфликта? Ведь едете комфортно, подумать только: сиденье не смогли поделить...
Тут освободилось место в другом ряду, и женщина, что сидела ближе к проходу, поспешно покинула свою нечаянную «врагиню». А зачинщица ссоры на следующей остановке вышла. И я убедилась в своей правоте: да, в тираж она еще не вышла, нет и сорока, но дамочка с явными признаками потасканности на лице. Видимо, все же прав мужчина, который попытался дать ей отповедь: главной причиной ее хамской невоздержанности служит неудавшаяся личная жизнь.