Не было более вожделенного автомобиля в СССР, чем «Волга» - даже при наличии более современных «Жигулей». Относительно анахроничная конструкция не мешала этой машине завоевать сердца своей харизмой, размахом и комфортом. Что говорить, если стоимость этой машины была соизмерима с неплохим жильем в советской столице?
Казалось бы – эти машины рождены для степенной и важной езды по делам, если не государственной, то районной важности – точно. Какой там автоспорт! Но в Риге думали иначе. Как известно, в авангарде советского автоспорта были страны Балтики. Ралли, формулы, «кольцо» - нет класса, где всесоюзное первенство не одерживали бы эстонцы и латвийцы. Они и решили опробовать представительскую «баржу» в необычном амплуа.
Первенство таксистов
В середине 60-х годов кому-то из рижских таксистов пришла в голову идея первенства среди коллег. Сперва это был импровизированный чемпионат, который преподносился начальству как «меры по повышению профессиональных качеств». Латвийские извозчики облюбовали участок свободной трассы в Межапарке, где по выходным состязались на своих 21-х. Целью соревнований была не популярность, а спортивный интерес, но популярность начала расти стремительно.
Гонками заинтересовались местные журналисты, которые моментально принесли известность рижской «серии таксистов», которую окрестили Dzintara Volga (Янтарная Волга). Это вызвало приток любителей быстрой езды из других городов и союзных республик. Уже к 1966 году правительство выделило для состязаний трассу Бикерниеки. Что бы понимать масштабы события, надо понимать, что этот трек был самым совершенным в СССР.
Удивительно, но гонки на архаичных ГАЗ-21 обладали небывалой зрелищностью! Жесткая борьба, обусловленная идентичностью машин соперников и контактные приемы, которыми не гнушались таксисты, делали «Янтарную Волгу» излюбленным праздником. Двигатель в 75 сил и валкое шасси компенсировались тем, что пилоты своих крепких машин не жалели. Стоит напомнить, что спортсмены-аматоры выступали на своих рабочих машинах, которые рихтовались после гоночных инцидентов, и на следующий же день обслуживали клиентов по 30 копеек за километр.
А почему таксисты? Стоит напомнить, что более трети всех выпускаемых «Волг» отправлялись в такси. Ведь не было более комфортного и выносливого серийного автомобиля в СССР. Казалось бы, такая ответственность должна вынуждать беречь ценные «баржи». Сперва так и было. В спорт отдавали лишь списанные машины, которые проезжали регламентный ресурс за пару лет интенсивной работы. Но с ростом популярности, руководители таксопарков шли на риск, отдавая на «растерзание» совершенно новые машины.
Новая эра
В 1966 году с конвейера Горьковского завода сошла новая модель. ГАЗ-24 был чем-то совершенно иным! Более динамичный профиль, меньший вес, и иная конструкция. Естественно, вскоре они начали поступать в таксопарки, которым не терпелось испытать новинку на треке. Это совпало с общим ростом популярности автоспорта в СССР, и 70-е стали золотыми годами серии «Янтарная Волга».
Помимо таксистов, в серии стали появляться лучшие спортсмены от милиции и КГБ, выступавшие на высоком уровне. С ростом конкуренции и окончательным отходом от любительской гоночной серии, росли и различия в гоночных «Волгах». Хотя, «сценарий» доработки машин был одинаков.
Стоит отметить, что регламент соревнований позволял практически любые изменения. Ограничения накладывались самой жизнью. Машину можно было облегчить, убрав из кузова все лишнее и компенсировать жесткость каркасом безопасности. А колеса можно было разварить для установки более цепких шин. Даже базовые знания в аэродинамике можно было применить без особого оборудования. Стальные «юбки», антикрылья и прочие элементы сделали спортивную «Волгу» очень харизматичным болидом. Интересно, что советские гонщики приспосабливали к своим машинам магниевые колеса от… вертолета Ми-8. Парадоксально, но их достать можно было, а специализированные легкосплавные – нет. Каждый пилот преодолевал дефицит в силу своих возможностей и связей. Кто-то изготавливал технологичные детали сам, а кто-то – знакомился с людьми из Совтрансавто, которые могли привезти гоночные комплектующие с «той стороны».
Естественно, что наибольшие ресурсы были у заводских гонщиков «ГАЗ», которые пользовались поддержкой производителя. Они могли получить опытные детали прямо из КБ. Тем не менее, мощность гоночной «баржи» зачастую не превышала 140 сил. Этого достигали установкой пары горизонтальных карбюраторов Weber, и значительным увеличением степени сжатия.
Долгие годы серия «Янтарная Волга» была одним из самых ярких соревнований СССР. Зрителям полюбились «номенклатурные» машины в необычном амплуа и бескомпромиссная борьба. Вероятно, это была любовь. Пилоты продолжали эксплуатировать свои тяжелые, валкие машины – несмотря на наличие более проворных «Жигулей», а позже – и переднеприводных ВАЗов. Так продолжалось до 1991 года, когда вновь созданные границы поставили крест на серии в ее первозданном понимании. На гонках, инициатором которых стали обычные рижские таксисты, но которые доросли до статуса всесоюзных соревнований.