Приостановление банками операций по счетам юридических лиц, ИП, физических лиц со ссылкой на Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 N 115-ФЗ последнее время приобрели достаточно массовый характер.
Не буду вдаваться в обсуждение законности или незаконности таких действий.
Предлагаю рассмотреть вопрос немного иного характера.
Вот уже продолжительное время существует такое понятие как "заградительный тариф". Что это такое?
В качестве ответа на этот вопрос приведу выдержки из решения Арбитражного суда Тюменской области по делу № А70-14856/2016:
О чем был спор: "... о списании с клиента предусмотренной тарифами комиссии в размере 10% в отношении операций клиента, по которым запрашивались документы и (или) информация, необходимая банку для выполнения требований, установленных Законом № 115-ФЗ, размер списанной 28.05.2015 года комиссии составил 3 970 650 рублей 98 копеек (10 % от общей суммы 44 операций, по которым не поступили в срок запрашиваемые Банком документы)... "
Позиция банка и суда о сути "заградительного" тарифа:
"... Как следует из позиции ответчика для минимизации риска вовлечения Банка в осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступных путем, в Банке СБРР (ООО) введены «заградительные» тарифы (т.е. тарифы, направленные на минимизацию транзитных, фиктивных транзакций, операций по отмыванию преступных доходов и т.п.), которые бы сделали проведение сомнительных операций, не имеющих явных законных целей операций экономически нецелесообразными. В этой связи суд полагает подлежащим принятию позицию ответчика о том, что «Заградительные» тарифы направлены на недопущения аналогичных ситуаций в будущем, тем самым, делая экономически невыгодным проведение сомнительных операций клиентами банка ..."
Итог этого дела: "...В удовлетворении исковых требований отказать..."
Однако, существует и прямо противоположная позиция, которая мне кажется наиболее приемлемой и соответствующей самой сути так называемой борьбы с незаконным отмыванием доходов.
"...Ссылка ответчика на то, что указанный тариф применяется банком в связи с наличием ст. 4, 5, 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ, в соответствии с которыми банк вправе и обязан отслеживать операции с денежными средствами и при выявлении сомнительных сделок сообщать об этом в уполномоченный орган – правомерно отклонена судом апелляционной инстанции, поскольку взимание банком установленного им в одностороннем порядке не предусмотренного законом «заградительного тарифа» является платой за проведение «сомнительных» операций без предоставления установленных законом документов, при этом, как сомнительность операций, как и сама плата в виде заградительного тарифа, определяется самим банком, в связи с чем, взыскание комиссии банком за совершение сомнительных операций в какой-то мере является легализацией таких операций с непосредственным участием банка, поскольку банк, выполняя требования ФЗ № 115 и осуществляя функции публично-правового контроля, при этом не предоставляет клиенту какой-либо услуги, за которую могла бы применяться банковская комиссия, сами нормы указанного Федерального закона не наделяют кредитные организации правом взимания комиссий за непредоставление клиентами необходимых сведений, в связи с чем действия Банка направлены не на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и не на оплату услуг Банка, а на неосновательное обогащение ответчика..."
Итог этого дела: "... Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Коммерческого банка «Банк расчетов и сбережений» (ОГРН 1027739152737) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Тех-Сервис» (ОГРН 1143128002808) неосновательное обогащение в сумме 2 226 718 (два миллиона двести двадцать шесть тысяч семьсот восемнадцать) руб. 07 коп..."
© Чебыкин Андрей, 2018