Создание дружеских, полезных и долгосрочных социальных связей – это самое настоящее искусство, в котором царят свои законы. Каждый из нас является членом социума, и это неизбежно предполагает общение с множеством людей: семьёй, друзьями, партнёрами, знакомыми, одноклассниками и сокурсниками, сослуживцами, соседями, обслуживающим персоналом и т.д. У кого-то общение идёт как по маслу, а кто-то испытывает те или иные трудности. Это необходимо исправлять, т.к. качество нашей жизни напрямую зависит от качества нашего общения с другими людьми.
Без навыков успешного общения невозможно ни нормально получить образование, ни построить блестящую карьеру, ни даже преуспеть на адекватном поприще. Поскольку человек – существо социальное, стало быть, он часть единого механизма, и он зависим от других частей этого механизма в той или иной степени. От реализации наших взаимоотношений и производимого нами впечатления зависит ни много ни мало – наше благополучие, счастье, удовлетворённость жизнью и даже материальный достаток. Те люди, кто умеет располагать к себе окружающих, всегда и во всём выигрывают. В чём же их секрет? Как научиться так же удачно выстраивать отличные отношения с другими людьми?
Проявите интерес к человеку. Залог успеха в общении – доброжелательность и заинтересованность. Ведь тот, кому человек действительно интересен, всегда будет относиться к нему доброжелательно, это абсолютно логично. Какое-либо проявление негатива в виде резкости, грубости или иной недоброжелательности говорит о том, что человек вам неприятен, неинтересен и лучше бы он поскорее оставил вас в покое. С кем бы вам ни довелось общаться в течение дня – разговаривайте со всеми учтиво, приветливо, спокойно и душевно. Не нервничайте, следите за тоном своего голоса, чтобы он не звучал раздражённо и отталкивающе. Внимательно слушайте своего собеседника, проявляя неподдельный интерес к тому, что он говорит. Не нужно периодически кивать головой, повторяя унылое «ага» или «угу», не делайте вид, что вы слушаете, а слушайте реально. Когда человек говорит только о себе, стараясь произвести впечатление, он лишь отталкивает от себя окружающих. Тот, кто умеет слушать и слышать, способен завоевать доверие и привлечь к себе внушительное количество потенциальных друзей.
Позвольте собеседнику ощутить свою значимость. Ещё Дейл Карнеги, легендарный психолог, в своей книге «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей» отмечал: «Существует один наиважнейший закон человеческого поведения. Если повиноваться ему, мы никогда не попадём в неприятное положение, так как он обеспечит нам бесчисленное количество друзей и постоянное благополучие. Но стоит его нарушить, и мы немедленно попадаем в бесконечные неприятности. Этот закон гласит: всегда поступай так, чтобы у другого создавалось впечатление своей значительности». И это абсолютная истина: вы моментально заслужите расположение того, кем искренне восхищаетесь. Умение честно восхищаться достоинствами и достижениями других людей может оказаться самой настоящей суперспособностью, ведь вы помогаете им раскрывать свой потенциал. Одобрение, искренняя похвала, подбадривание и комплименты (особенно для женщин) не только располагают к отличной беседе, заставляя человека чувствовать собственную значимость, но и побуждают реализовывать свои скрытые возможности. Добрые слова воодушевляют куда больше, чем вы можете себе представить, поэтому никогда не стоит на них скупиться. Видеть хорошие черты и качества в других людях, не стесняться им об этом говорить – вот тот мостик, который лежит в сердца окружающих.
Преподносите людям то, что они хотели бы получить. Самая большая ошибка многих людей – требовать от других то, что хотят они сами, руководствуясь исключительно своими желаниями. «Я хочу, поэтому ты должен исполнить моё желание» – это формула абсурда. Правильная, логичная и эффективная формула выглядит так: «Если ты хочешь, то ты должен». Её суть заключается в том, чтобы побудить в другом добровольное желание сделать то, что от него хотите вы. Но таким образом, чтобы это выглядело так, словно он сам пришёл к данному решению. Индивид, не имеющий собственного мотива, желания и интереса делать то, что вы от него ждёте, просто-напросто не будет это делать. Поэтому так важно в первую очередь давать человеку именно то, что нужно ему. Мудрые люди всегда драпируют свои желания и просьбы потребностями своих исполнителей. Заставьте своего собеседника думать, что для вас его интересы превыше всего – и убьёте одним выстрелом двух зайцев.
Эмпатия. Способность ставить себя на место другого – черта Человека (да-да, именно с большой буквы). Без неё полноценное общение не представляется возможным. Нельзя привлечь к себе окружающих, а тем более – как-то повлиять на них, если вы всеми силами пытаетесь доказать, что он неправ. Чтобы оказать влияние на собеседника, сперва необходимо поставить себя на его место, разобраться, почему он считает, что поступает правильно, и принять его право на собственное, пусть и отличающееся от вашего, мнение. Не предпринимайте никаких попыток осудить, разоблачить, пожурить или высмеять вашего визави (если, конечно, не планируете расстаться непримиримыми врагами). Спокойно обсудите обе точки зрения, их отличия и точки соприкосновения, приводите конструктивные аргументы и придерживайтесь доброжелательного настроя. Сочувствие, если оно уместно, тоже немаловажно. «Каждый человек поступает или думает тем или иным способом в силу определённых причин. Постарайтесь выяснить эти данные причины, и вы будете обладать ключом к его поступкам, а может быть, и к его личности» – писал Карнеги.
Проигрывайте достойно. Умение признавать свои ошибки – свойство дипломатичных людей. Только по-настоящему мудрый человек способен согласиться с тем, что ошибался, поступал неверно или проявил себя не с лучшей стороны. Адекватно воспринимать критику – это уже победа. Не оправдывайтесь и не парируйте обвинения, летящие в вашу сторону – просто согласитесь с критикой без лишних комментариев и эмоций. Поверьте, это будет самым наилучшим выходом, т.к. вы мгновенно лишите нападающего всякого повода продолжать свою словесную атаку, и его пыл погаснет. Не надо чувствовать за собой никакую вину, корить и бичевать себя – вы всё сделали правильно, это самая эффективная реакция на критику. Согласитесь с тем, что были неправы, словно играете в какую-нибудь игру – ваши нервы будут целее, а обвинитель потеряет всякое желание продолжать конфликт. Не поддавайтесь на чужие провокации и не делитесь с провокаторами своими эмоциями, вступая с ними в конфронтацию; в конечном счёте, хоть это и звучит странно, но, признав свой проигрыш, вы выиграете.
Никаких острых углов. Отказ от критики и приказного тона в общении – самый очевидный шаг на пути построения эффективных и долгосрочных социальных связей. Подумайте сами: разве кто-то останется доволен, когда на него сыплется шквал резкой и даже обидной критики? Разве кому-то может нравиться, что ему приказывают? У каждого из нас есть душа, разум и сердце, люди – это не предметы, не инструменты и не средства для достижения цели. Вполне естественно, что они начнут противостоять против давления и грубого вмешательства в их личное пространство. Использовать кого-то в собственных целях можно по-разному. Неотёсанный командир, тонкий манипулятор и добрый проситель – всё это совершенно разные модели поведения. Последняя является самой эффективной, т.к. предполагает быть с собеседником на одном уровне, не ставить его ниже себя. Внимать грубым замечаниям, исполнять не свои решения и следовать чужому выбору не нравится никому, это бесспорно. Поэтому, если хотите наладить отношения с окружающими, общайтесь с ними на равных.
Будьте открыты к общению. Если вы выстраиваете новые дружеские связи, это априори значит, что вы открыты для общения с новыми людьми. Здесь важно проявлять необходимую долю инициативности: если надо – позвонить или написать, если надо – предложить помощь, если нужно – назначить встречу и т.п. Не ждите, что люди сами будут идти с вами на контакт – проявляйте инициативу самостоятельно. Это решение удачнее, чем если бы вы ждали, что первый шаг сделает кто-то другой. При этом немаловажно соблюдать грань между инициативой и навязчивостью, сохраняя баланс. На первом этапе знакомства лучше не перегружать новоиспечённого товарища частыми звонками или сообщениями, иначе рискуете показаться слишком назойливым, и человек начнёт вас избегать. Будьте максимально открыты людям, но не вторгайтесь в их личное пространство.
Улыбайтесь. Правило на все времена – лучезарная искренняя улыбка способна творить чудеса. Каждый убеждён, что постная мина явно не располагает к милому дружественному общению. Но добрая спокойная улыбка вселяет доверие, поднимает настроение и заставляет улыбнуться в ответ. С таким человеком заговорят быстрее и охотнее, чем с тем, у кого хмурый и угрюмый вид. Смотрите собеседнику в глаза, скопируйте его позу, не скрещивая руки на груди, немного наклоните голову в его сторону, держите осанку, не забывая при всём этом сохранять на лице приятный изгиб губ – и вуаля! Контакт установлен!
Построение долгосрочных и перспективных дружеских связей – задача ответственная и нелёгкая. Однако, зная тонкости и секреты общения, умея чувствовать потребности других людей, проявлять к ним искренний интерес и угадывать их желания, вы без труда найдёте ключик к их душе и научитесь находить верных друзей, надёжных товарищей и полезных знакомых, где бы ни находились.