Мы прокатились на настоящем автомобиле без водителя и поняли, что он так же далек от реальности, как и прежде
Если бы в этот пасмурный осенний день на дорогах Верхней Нормандии проходила велогонка, в которой участвовали исключительно обнаженные спортсменки, и то фурора было бы поменьше.
А так, завидев мой автомобиль, люди бледнели за рулем своих "пежо" и "ситроенов", пешеходы крутили шеями, как полярные совы, и даже "житановский" пепел вытянутых в окно рук дальнобойщиков, будто чувствуя величие момента, не хотел падать в наполненный влагой ноябрьский воздух. Народ понимал – на их глазах по дорогам катило будущее.
А если б все эти люди, наблюдавшие за "Симбиозом" на дорогах Франции, знали, что именно в этот момент времени машина идет в режиме автономного вождения…
Но давайте без лишнего пафоса. Речь, конечно, не о факте колонизации Марса, и не о таблетке от старости, которая лежит в любом аптечном киоске в блистерах по 10 штук в каждом. Еще 7 лет назад инженеры немецкого "Боша" уверяли меня – технологические составляющие, необходимые для того, чтобы автомобиль рулил сам собой, уже изобретены. Осталось собрать их вместе и получить разрешение на взлет.
И все же одно дело – весомо и авторитетно изложенная теория, и совсем другое – личный опыт. Когда ты нажимаешь на эмблему Renault на рулевом колесе, мгновенно превращаясь из водителя в пассажира, что-то в твоем отношении к науке и технике меняется раз и навсегда. Черт возьми, ты даже чувствуешь некую сопричастность к процессу!
Symbioz умеет гораздо больше, чем, скажем, машина с активным круиз-контролем, – он не только разгоняется и тормозит в полосе, но и перестраивается в зависимости от ситуации, при необходимости совершает обгон, умеет заезжать на КПП при въезде на платные дороги, а в крайнем случае может спокойно и безопасно припарковаться у обочины. Все маневры Renault совершает уверенно, хотя и с легкими, но все же заметными подергиваниями на стыке действий: чуть резче, чем хотелось бы, замедляется, чуть более нервно, по ощущениям, перестраивается. Человеческой плавности ему не хватает.
Зато человек за рулем волен смотреть кино, слушать музыку, глазеть по сторонам или, надев очки дополненной реальности, погрузиться в полуигровой виртуальный мир, созданный фирмой Ubisoft.
Это круто? Еще как! Ведь Renault построила едва ли не первый в индустрии автономный автомобиль 4-го уровня, публично подтвердивший свою работоспособность. И новая Audi A8 и "Тесла" со своим "Автопилотом" подобного и близко не умеют. Есть вроде бы повод закричать "ура" и бросить в воздух пару чепчиков, но что-то останавливает...
Ведь чем больше ответов дают нам инженеры, тем больше новых вопросов возникает им вслед. Сможет ли человек отстегнуть ремень безопасности за рулем автономного автомобиля? А развернуться спиной по ходу движения? И если, как подсказывает здравый смысл, это противоречит нормам безопасности, то где же пресловутая свобода, о которой потенциальным юзерам автономки прожужжали все уши? Ну а как автомобиль-автопилот будет реагировать на заведомо агрессивные маневры других участников движения, если предположить, что они не роботы, а люди?
А уж сколько вся эта тотальная автономизация стоит... Радары, лидары, датчики, камеры, высокоточные карты высокого разрешения, блоки обмена информацией со стационарными объектами. Не удивительно, что в ответ на вопрос, во сколько обошлась разработка "Симбиоза", "реношники" пожимают плечами – мы, мол, не считали. Не удивлюсь, если отдельно взятый экземпляр "Боинга-747" окажется дешевле.
Конечно, при массовом производстве цены неизбежно пойдут вниз. Но оно, массовое производство, требует беспрецедентного напряжения и затрат не отдельно взятой компании, а всего мирового автопрома в целом. Технологии, стандартизация, инфраструктура, правовое поле... Сколько еще нужно придумать, продумать и решить, прежде чем за рулем автомобиля-робота можно будет спокойно вздремнуть.
Одно дело – совершить технический тур де форс и построить машину, которая в определенных условиях ездит самостоятельно, и совсем другое – перевести на автономные рельсы автопарк всего мира. Человечество еще не определилось, нужно ли оснащать лампочками подсветки все четыре кнопки стеклоподъемника или ограничиться только водительским – а вы говорите, "автономизация всей страны"...