Найти тему
Артхив

В Ватикане обнаружили две неизвестные картины Рафаэля

Разгадана очередная тайна, возраст которой насчитывает 500 лет. Две картины Рафаэля обнаружены во время очистки и реставрации зала в Музеях Ватикана. Эксперты считают, что это последние работы одного из гениев Возрождения, сделанные незадолго до его смерти в 1520 году в возрасте 37 лет.

Две женские фигуры, олицетворяющие Правосудие и Дружбу, были написаны Рафаэлем около 1519 года, однако он скончался прежде, чем смог закончить роспись всего зала.

Рафаэль, фигура Правосудия (1519). Музеи Ватикана
Рафаэль, фигура Правосудия (1519). Музеи Ватикана

В 1508 году папа Юлий II заказал Рафаэлю роспись своих личных апартаментов. Художник украсил три помещения, которые ныне называются «залами Рафаэля», знаменитой фреской «Афинская школа». Затем он начал планировать четвёртую комнату — самую большую. Это был банкетный зал, называемый Зал Константина.

Рафаэль собирался использовать в нём масляные краски, а не традиционную технику фрески.

 Фреска зала Константина дворца понтифика в Ватикане. Пожертвования Константина.
 Рафаэль Санти, 1520
Фреска зала Константина дворца понтифика в Ватикане. Пожертвования Константина. Рафаэль Санти, 1520

В книге Джорджио Вазари «Жизнеописания прославленных живописцев, ваятелей и зодчих» 1550 года сказано, что Рафаэль начал работу над двумя фигурами, экспериментируя с масляными красками. Это и стало ключом к разгадке.

Афинская школа. Фреска Станца делла Сеньятура музея Ватикана.
 Рафаэль Санти, 1511
Афинская школа. Фреска Станца делла Сеньятура музея Ватикана. Рафаэль Санти, 1511

Ультрафиолетовые и инфракрасные снимки подтвердили подозрения учёных: эти две картины не были похожи на остальные, а роспись маслом явно демонстрировала применение новых в то время технологий.

Впрочем, эксперты опознали произведение Рафаэля по другим признакам.

Рафаэль, фрагмент фигуры Дружбы в Зале Константина. Музеи Ватикана
Рафаэль, фрагмент фигуры Дружбы в Зале Константина. Музеи Ватикана

Реставратор Фабио Пьячентини говорит, что основной уверенности стали мазки, характерные для Рафаэля.

По словам Пьячентини, Рафаэль также создал необычные оттенки цвета, которые начали проявляться во время очистки.

Тот факт, что на подготовительных рисунках этих двух фигур внизу нет знака, который мог бы поставить младший художник, стало ещё одним признаком руки мастера.

Роспись на одной из стен зала Константина. Музеи Ватикана
Роспись на одной из стен зала Константина. Музеи Ватикана

Восстановление двух вновь обнаруженных картин Рафаэлей и остальной части Зала Константина в Ватикане обойдётся примерно в 2,7 миллиона евро.

Оригинал статьи был размещён по адресу artchive.ru
Подписывайтесь на наш канал