Найти тему
Instyle

Королевские апартаменты Людовика XVI и Марии-Антуанетты

Последняя королева Франции, Мария-Антуанетта фон Габсбург-Лоррен, родилась 2 ноября 1755 года в замке Шенбрунн (Австрия) и закончила жизнь на плахе 16 октября 1793 года, через девять месяцев после казни своего супруга Людовика XVI. Эшафот был воздвигнут на нынешней площади Согласия – там, где сейчас находится стоянка автомобилей знаменитого отеля «Crillon».

-2

За исключением эшафота и дворца Тюильри, где королева прожила последние три года до заключения за решетку (дворец был сожжен во время Парижской коммуны 1871 года), все французские «адреса» Марии-Антуанетты находятся в целости и относительной сохранности. Восстановлена и открыта для публики даже ее камера в тюрьме Консьержери, на острове Сите. А первая встреча пятнадцатилетней австрийской эрцгерцогини с ее уже законным супругом (поженили их заочно), французским дофином Людовиком-Августом, произошла в замке Компьень. Эта старинная резиденция французских королей находится на севере Парижа, в лесу, в те времена изобиловавшем дичью. В 1751 году Людовик XV поручил придворному архитектору Габриэлю перестроить замок в неоклассическом стиле, который был тогда в большой моде. К 14 мая 1770 года, когда произошла историческая встреча, работы еще не закончились, так что будущие король и королева были представлены друг другу практически посреди стройки. Настоящее же венчание имело место несколькими днями позже, в часовне Версальского дворца. Замок Компьень стал потом летней резиденцией Людовика XVI и Марии-Антуанетты; королевские апартаменты, оформленные в 1782–1786 годах, отличались строгостью декора: большая часть деревянных панелей, например, была выкрашена в белый цвет. Сам замок во время революции почти не пострадал, но из мебели, которая его украшала, не сохранилось ничего, кроме обстановки Большого кабинета и Игровой комнаты королевы: во времена империй интерьеры замка переделывались и для Наполеона I, и для Наполеона III.

 Проходная комната, игравшая роль туалетной, затянута желтым шелком. На стенах – живописные пейзажи, на переднем плане – туалетный столик
Проходная комната, игравшая роль туалетной, затянута желтым шелком. На стенах – живописные пейзажи, на переднем плане – туалетный столик

Великолепный Версаль

«Шлейф королевы» – так называются духи, выпущенные во Франции в прошлом году. Их производство наладила культуролог Элизабет де Фейдо, разыскавшая в старинных документах рецепт любимого аромата Марии-Антуанетты. В Версальском дворце ощутить присутствие юной государыни можно лучше, чем где-либо. Большая часть помещений, где она жила, сохранилась, а не так давно Научный комитет по восстановлению дворца, Трианона и садов поставил перед собой кажущуюся невыполнимой задачу – вернуть Версалю в точности тот вид, который он имел 5 октября 1789 года, в день, когда его навсегда покинула королевская семья. Во время революции обстановка дворца была пущена с молотка, но часть мебели и предметов искусства, в том числе и изготовленных специально для Марии-Антуанетты, с течением времени удалось разыскать. Теперь они тщательно отреставрированы и снова вернулись в те комнаты, для которых были созданы и где хранятся с величайшей бережностью.

 Проходя мимо монументальной парадной кровати, придворные и челядь должны были почтительно кланяться – даже в отсутствие королевы.
Проходя мимо монументальной парадной кровати, придворные и челядь должны были почтительно кланяться – даже в отсутствие королевы.

Попав в Большие апартаменты – длинную анфиладу салонов, объединяющую парадные спальни короля и королевы, – нельзя не восхититься богат-ством и великолепием их живописного и скульптурного декора. Однако Мария-Антуанетта, тяготившаяся этой помпезностью, при первой возможности ускользала отсюда через потайную дверь слева от парадной кровати, прячущуюся среди павлиньих перьев, лилий и лент, которые составляли узор шитых золотом шелковых обоев ее спальни. Там, за дверью, располагались Малые апартаменты – ряд кабинетов значительно более скромных размеров и оформления (среди них, в частности, восхитительные Полуденный и Золотой кабинеты), две библиотеки, ванные комнаты и уборные. Здесь королева могла уединиться, отдохнуть от исполнения высочайших обязанностей, почитать и даже поиграть в бильярд (бильярдный стол был установлен в помещении под самой крышей). Кстати, именно через эту потайную дверь королева бежала из Версаля в трагическую ночь 5 октября 1789 года, захватив по дороге детей, чьи комнаты помещались этажом ниже.

-5

В Малых апартаментах обращает на себя внимание смешение изысканности и простоты – изящные будуары чередуются здесь с темными каморками, драгоценный паркет – с грубой глиняной плиткой. Дело в том, что эта часть дворца изначально предназначалась исключительно для прислуги, и только потом ряд помещений был обустроен для королевы. Наиболее трогательная из этих комнат, без сомнения, Полуденный кабинет, подаренный

1. Малые апартаменты Версаля, Полуденный кабинет.
1. Малые апартаменты Версаля, Полуденный кабинет.

Людовиком XVI королеве в 1782 году, в честь рождения наследного принца. Для оформления комнаты был вызван Ришар Мик – любимый архитектор Марии-Антуанетты. До наших дней сохранились альков, облицованный зеркалами, чтобы отражать скупой дневной свет (единственное окно будуара выходило на задний двор), и изящный декор стен с рисунками роз, павлиньих перьев и австрийских орлов.

-7

Оригинальная мебель, увы, утрачена, но сегодня в Полуденном кабинете можно полюбоваться необыкновенным геридоном из стали, позолоченной бронзы и дерева работы Антона Доманока, который эрцгерцогиня Мария-Каролина подарила сестре в 1770 году, и двумя креслами «а-ля рен» Жоржа Жакоба, украшенными резным узором в виде колчанов со стрелами, пылающих факелов, рогов изобилия, петушиных и орлиных голов, крылатых сфинксов… А спинки кресел венчают головы болонок – точные портреты двух любимых собачек королевы!

Малый Трианон. Мебель для этой гостиной, сделанная специально для королевы, вернулась на предназначенное ей место после долгих странствий
Малый Трианон. Мебель для этой гостиной, сделанная специально для королевы, вернулась на предназначенное ей место после долгих странствий

Здесь же, в Малых апартаментах, выставлены фарфоровые сервизы, которые королева заказывала на Севрской мануфактуре, а на полках библиотек с хитроумной системой рельсов, придуманной специально для Марии-Антуанетты, выстроились принадлежавшие ей книги в богато украшенных переплетах. В одной из ванных комнат развернут серебряный несессер с туалетными принадлежностями. А в отдельной витрине красуется копия знаменитого «ожерелья королевы», которое никогда ей не принадлежало, но по стечению обстоятельств стало одной из причин ее растущей непопулярности.

Букет Трианона

-9

«Вы любите цветы, сударыня, – что ж, я хочу преподнести вам букет». Говорят, именно с этими словами в 1774 году, по случаю своего восшествия на престол, Людовик XVI подарил супруге Малый Трианон. Этот небольшой элегантный дворец (а также зверинец, оранжереи и вольеры) был построен в 1763–1768 годах на землях Версаля по приказу Людовика XV, который предназначал его для мадам де Помпадур. Та, однако, скончалась за несколько лет до окончания работ, и дворец «по наследству» достался по-следней фаворитке короля, мадам Дюбарри. Автор проекта – архитектор Анж-Жак Габриэль, который построил также Военную школу в Париже, ансамбль площади Людовика XV (ныне площадь Согласия), состоящий из отеля «Crillon» и Мебельных складов (ныне Министерство морского флота), и здание Королевской оперы в Версале, где, кстати, праздновалась свадьба Людовика XVI и Марии-Антуанетты. Шедевр изящества и соразмерности, Малый Трианон – идеальный пример того стиля, который принято называть стилем Людовика XVI, но который, получается, сформировался еще до того, как давший ему имя король взошел на престол.

Королева пришла от подарка в восторг. Получив дворец в безраздельное владение, она почти ничего не стала переделывать – заменила лишь вензель предыдущей хозяйки на перилах парадной лестницы и несколько элементов декора, в основном росписи. Спальню для нее устроили в антресольном этаже, в бывшем Частном кабинете Людовика XV. Там Мария-Антуанетта сохранила деревянные стенные панели, впрочем, быстро вышедшие из моды. Ее будуар, знаменитый Кабинет движущихся зеркал, был готов только в 1787 году, а великолепная мебель по рисункам Жакоба с резьбой работы Рода появилась годом позже. Но и до этого в своем маленьком дворце королева чувствовала себя совершенно как дома. В те времена попасть внутрь можно было через одну-единственную калитку со двора – Трианон был со всех четырех сторон окружен крепостными рвами, – и даже король мог являться туда исключительно по приглашению супруги.

Фонтенбло: два будуара

Театр Марии-Антуанетты рядом с Малым Трианоном. Архитектор Ришар Мик
Театр Марии-Антуанетты рядом с Малым Трианоном. Архитектор Ришар Мик

Дворец Фонтенбло, одна из старейших (с XII века) охотничьих резиденций французских королей, каждую осень становился местом пребывания двора. Людовик XVI предавался там своему излюбленному занятию – охоте, а вот Мария-Антуанетта скучала. Впрочем, жизнь там шла почти так же, как в Версале. Не менее трех тысяч человек – члены семьи, придворные, челядь – сопровождали венценосную чету во время ежегодных «великих переселений», дорога в карете от Парижа до Фонтенбло занимала целый день. Королева, утомившись от дорожной суматохи, даже придумала как-то построить яхту, чтобы добираться до дворца по реке… В последний раз двор

Жемчужный будуар в Фонтенбло, подаренный королеве Людовиком XVI летом 1786 года. Ж.-А. Ризнер сделал для него уникальную мебель – секретер и столик, полностью отделанные перламутром. На сегодняшний день это единственные экземпляры подобного рода во Франции!
Жемчужный будуар в Фонтенбло, подаренный королеве Людовиком XVI летом 1786 года. Ж.-А. Ризнер сделал для него уникальную мебель – секретер и столик, полностью отделанные перламутром. На сегодняшний день это единственные экземпляры подобного рода во Франции!

путешествовал в Фонтенбло в 1786 году – потом от переездов решено было отказаться из соображений экономии. Однако в этом же году Мария-Антуанетта стала хозяйкой восхитительного жемчужно-серого будуара, выполненного тремя искусными мастерами (Бартелеми, Руссо и Ролланом), которые чуть раньше оформили и ее Игровую комнату

-12

Разумеется, и до этого у королевы был в Фонтенбло будуар, который Ришар Мик сделал для нее еще в 1777 году. Расположенный в антресольном этаже над ее парадной спальней, этот будуар в турецком духе украшен изящными росписями и любопытной системой выдвижных зеркал – на десять лет раньше Кабинета движущихся зеркал в Трианоне!

-13

Османский стиль был тогда в моде – турецкий будуар был и у мадам де Помпадур во дворце Бельвю, а граф д’Артуа (будущий Карл X), шурин и близкий друг королевы, имел их целых два, в Версале и в замке Тампль. Мебель, сделанная в 1777 году для Фонтенбло Жакобом, до нас не дошла, но хранящиеся в Лувре аналогичные образцы позволяют представить себе ее достаточно точно. Судя по всему, Турецкий будуар был очарователен, но, как и любая модная вещица, быстро потерял актуальность. Мария-Антуанетта, разумеется, не могла позволить себе жить среди вышедших из моды вещей, так что обстановка ее будуара была заменена частично на мебель из апартаментов Марии Лещинской (супруги Людовика XV), а частично – на предметы, выполненные полутора столетиями раньше для Анны Австрийской!

 В Фонтенбло, как и в Версале, в спальне королевы стояла огромная парадная кровать. Роскошный шелковый балдахин был воспроизведен пятнадцать лет назад на старинных лионских мануфактурах в точном соответствии с документами XVIII века.
В Фонтенбло, как и в Версале, в спальне королевы стояла огромная парадная кровать. Роскошный шелковый балдахин был воспроизведен пятнадцать лет назад на старинных лионских мануфактурах в точном соответствии с документами XVIII века.

Итак, в 1785 году Людовик XVI решает увеличить и передекорировать апартаменты своей супруги. Новый будуар Марии-Антуанетты располагается на месте бывшего Кабинета для отдыха Марии Лещинской, между спальнями короля и королевы. Никогда еще, кажется, придворные мастера не достигали таких вершин изящества и утонченности. Радужные переливы деревянных стенных панелей, расписанных цветущими ветвями, сфинксами, античными вазами и музами, словно отражаются в блеске перламутра, которым декорированы маленькое цилиндрическое бюро и столик от Ж.-А. Ризнера. Золоченые кресла от Жакоба почти копируют кресла из Полуденного кабинета – по крайней мере, болонки на них такие же! Очаровательная деталь – колчаны со стрелами, украшающие ножки кресел, точно такие же, как на камине и бюро. Рисунок паркета с вензелями королевы напоминает розу ветров, потолок расписан нежно-розовыми красками утренней зари. Что же касается кованых оконных задвижек в виде листьев, то, как и аналогичные детали в Полуденном кабинете, они исходили непосредственно из горна Людовика XVI, который, как известно, увлекался кузнечным делом и достиг в нем немалого мастерства.

 Мария-Антуанетта обожала музицировать, хотя большими талантами в этой области не обладала. Впрочем, говорят, драматиче-ская актриса из нее вышла еще хуже, чем музыкантша.
Мария-Антуанетта обожала музицировать, хотя большими талантами в этой области не обладала. Впрочем, говорят, драматиче-ская актриса из нее вышла еще хуже, чем музыкантша.

Даже теперь, через два с лишним столетия после трагической гибели, фигура Марии-Антуанетты вызывает неоднозначные толкования. Лишь одного ей не могут поставить в вину даже самые отъявленные противники – отсутствия вкуса. Она любила красоту и умела ее ценить. Известно, что королева вникала в каждую деталь оформления помещений, советуясь с архитекторами, живописцами и декораторами, а иногда и непосредственно с мастерами-краснодеревщиками. Ее считали легкомысленной особой – и, надо признать, не без оснований. Она обожала наряды и проводила целые часы, запершись со своей модисткой Розой Бертен, обсуждая прическу с личным куафером Боляром или косметику – с визажистом Леонаром. Она могла до утра засидеться за партией в ландскнехт или трик-трак и проиграть целое состояние в фараон. Но при этом юная королева действительно способствовала развитию декоративных искусств, предоставляя работу лучшим художникам и ремесленникам того времени, и дала свое имя целому стилю. Она любила все новое и необычное, разделяя эту страсть с графом д’Артуа. Широкую известность получило пари, которое они как-то заключили между собой: будущий Карл X поспорил на 100 000 ливров, что сумеет построить дворец всего за два месяца. Результатом стал замок Багатель, за 67 дней возведенный в Булонском лесу архитектором Франсуа-Жозефом Беланже. А что касается критики… Может быть, главная ее причина состоит в иноземном происхождении юной эрцгерцогини, которого высокомерные французы так никогда и не смогли ей простить?

 Тонкая рокайльная резьба по дереву сохранилась от декора времен Людовика XV.  Поскольку Людовик XVI увлекался кузнечным делом, ему принято приписывать авторство всех металлических деталей в королевских покоях Версаля.
Тонкая рокайльная резьба по дереву сохранилась от декора времен Людовика XV. Поскольку Людовик XVI увлекался кузнечным делом, ему принято приписывать авторство всех металлических деталей в королевских покоях Версаля.