Разбираем все "за" и "против" текстового консультирования в эпоху тотального доступа к текстовым инструментам.
В мире цифровых технологий и носимой электроники появились неограниченные возможности для саморазвития. Доступ практически к любой информации открыт широкому кругу людей. Осталось только уметь воспользоваться этой информацией себе во благо. Кстати, я тоже поделился "секретной" информацией по управлению эмоциями в этой подборке статей.
В последние 10-15 лет у психологов появляются и прочно входят в обиход новые форматы работы, как следствие развития интернет-технологий. О каких форматах идет речь?
Общение онлайн с помощью текста.
Сюда входит консультирование с помощью месенжеров (iMassage, WhatsApp, Viber, Telegram и пр.), электронной почты, Skype, ну и, конечно же, приватных тем на форумах.
Конечно же, говорить о текстовом консультировании как о единственно актуальном способе было бы неправильным. Подавляющее большинство специалистов даже не рассматривают данный формат как основу практики. Традиционные встречи в кабинете или видео связь по Skype является преобладающим методом работы.
Давайте рассмотрим все за и против текстового консультирования
Преимущества переписки для клиента
- Клиент сохраняет максимальный уровень конфиденциальности. Кроме номера телефона или адреса электронной почты никакой информации о себе клиент не раскрывает в самом начале. Преодолеть барьер первого обращения легче всего именно в этом формате.
- Клиент может с легкостью прекратить или остановить общение со специалистом без каких-либо объяснений и оправданий. Просто закрыл вкладку браузера и всё.
- Общение происходит в удобном темпе для клиента и специалиста. Есть время – обдумал и ответил на вопросы, нет времени – ничего страшного.
- Ваш специалист всегда под рукой, вы ощущаете поддержку в любой момент времени, а не только во время встречи.
- Вам не нужно тратить время и деньги на то, чтобы приехать к специалисту. Вы можете выбрать подходящего психолога из другого города.
- Напишите преимущества, которые вы видите для себя в комментариях!
Недостатки переписки для клиента
- Не подходит для тех, кто не дружит со смартфонами и с компьютером.
- Ограничения эффективности. Многие специалисты скептически относятся к данному формату работы, так как искренне считают, что переписка сильно ограничивает возможности консультирования. В этом есть доля истины. Психологу труднее вас понимать и структурировать встречи. Огромный пласт невербальной информации теряется, если сравнивать с общением лицом к лицу. Однако, именно общение один на один и пугает многих клиентов. Они лучше будут страдать, чем пойдут на непосредственный контакт с психологом. Хотя все знают: психологи не кусаются.
- Клиенту порой и самому не хватает живого общения с психологом.
- Какие еще недостатки вы видите? Делитесь мнениями в комментах!
Таким образом, если клиент имеет сложности с обращением к психологу, стоит просто начинать с переписки. Так человек может легко преодолеть страх и сомнения. В процессе работы, если всё устраивает клиента и есть первые результаты, тогда можно и добавить видео связь, встречи в кабинете.
Также важную роль играет то, как сам специалист относится к работе в текстовом режиме. Отношение чувствуется даже через текст и задает основу для успехов клиента. Лично я положительно отношусь к текстовому консультированию. Я считаю, что лучше работать над собой в несколько ограничивающем формате (текст), чем вообще ничего не предпринимать.
Александр Усольцев, психолог-консультант
Полный список моих статей по психологическим темам смотрите на моем официальном сайте