Найти тему
Издательство "Шестерёнка"

АЗЛК-2143. Москвич, обогнавший время

Многие советские предприятия канули в лету вместе с огромной страной. Кому-то удалось сохранить минимум, безнадежно отстав от времени. Московский автозавод оказался в числе первых, безвозвратно став историей. Тем обидней, ввиду тех наработок, которые остались лишь экспонатом в заводском музее. Сегодня мы поговорим об одном из таких.

Первый макет перспективной модели.
Первый макет перспективной модели.

Единственный образец "Яузы"
Единственный образец "Яузы"

В конце 80-х годов руководство завода пришло к очевидному осознанию: «Москвичи» устарели. Причем, речь идет не только о мировом авторынке. Москвичам нечего было предложить даже ВАЗовским переднеприводникам. Конструкторам завода была поставлена задача: разработать принципиально новый автомобиль с современным дизайном, и конструкцией, отвечающей требованиям времени.

За счет высокого силуэта, объем багажника был внушительным.
За счет высокого силуэта, объем багажника был внушительным.

Прототипу присвоили заводской индекс «2143», и собственное имя – «Яуза». Несмотря на значительный шаг вперед, новинка сохранила высокую унификацию с агрегатами серийных «Москвичей».

Внешне автомобиль не был похож ни на одну из серийных машин СССР. Клиновидный кузов с приподнятой задней частью кузова был построен в лучших традициях зарождающегося биодизайна. А практичная компоновка кузова напоминает современную Toyota Prius. Революционный дизайн поставил и новые требования производству. Так, для автомобиля использовались гнутые стекла. Это помешало использовать стеклоподъемники. По мнению конструкторов, использование климатических установок, сделает опускающиеся стекла анахронизмом. Потому опускались лишь нижние стекла. Группа дизайнеров работала под руководством опытного конструктора М.А. Елбаева.

Перспективный мотор серии 413.
Перспективный мотор серии 413.

Под капотом тоже находилась передовая разработка. Мотор модели «414» был самой современной разработкой, для которой возводился собственный моторный цех. Для его возведения был взят крупный кредит, который стал одной из причин банкротства завода в дальнейшем. В связи с политической обстановкой, его не успели даже достроить. А ныне он представляет собой лишь руины.

-5

В оснащении «Яузы» использовался бортовой компьютер собственной разработки, руль с травмобезопастной трапецией, и электрические стеклоподъемники. Но, несмотря на все это, ходовые испытания выявили конструктивные недостатки, которые поставили крест на разработке. А развал СССР помешал дальнейшим изысканиям.