Архитектура в Туркмении, как и в других бывших республиках Советского Союза, развивалась на основе мощной современной строительной промышленности, применения единых методов и принципов типизации и индустриализации массового строительства.
Но единство технической политики, унификация проектных решений, применение современных строительных материалов и конструкций, необходимые при высоких темпах строительства, не отрицают необходимости формирования самобытного характера архитектуры. Залогом успешного решения этой задачи является внимательный учет богатого исторического архитектурно-строительного опыта, живых демократических традиций монументального и народного искусства, природных и климатических факторов, эстетических идеалов народа.
При всевозрастающем объеме возведения зданий индустриальными способами необходимость повышения эстетических и градостроительных качеств как отдельных зданий, так и их ансамблей становится все более очевидной. В этих условиях закономерно обращение к сокровищнице мирового архитектурного опыта и в том числе к лучшим образцам национальной архитектуры.
Еще сравнительно недавно, в начале нынешнего века, было распространено мнение, что на обширных пространствах Туркмении можно встретить только «примитивную жилую архитектуру в виде глиняных ящиков без крыш, массивных и почти слепых, да убогие юрты кочевников».
Археологические исследования, проведенные в советские годы, позволили установить, что Туркменистан входил в ареал Древнего Востока, который явился колыбелью цивилизации. Древняя земледельческая культура процветала в Южном Туркменистане уже в VI—IV тыс. до н. э. Новые данные неоспоримо показывают, что именно этот регион в VI тыс. до н. э. в период неолитической джейтунской культуры был очагом древнейшего земледелия на территории Советского Союза и одним из древнейших земледельческих центров на евразийском континенте. Раннеземледельческая культура Туркмении была составной частью обширного историко-культурного массива, протянувшегося от Малой Азии до Индии, и сыграла важную роль в распространении культуры этого типа на территории Афганистана и Северного Пакистана. Земледельческие поселения этого периода отличались высокой для своего времени строительной и художественной культурой.
В течение многих тысячелетий Туркмения подвергалась тяжелейшим испытаниям, но временами достигала необыкновенных успехов в развитии материальной культуры. Но нередко грабительские нашествия иноземных завоевателей, междоусобные войны и стихийные бедствия на долгие годы тормозили или даже отбрасывали развитие страны назад, и все приходилось начинать вновь.
Открытые археологами на территории Туркмении многочисленные памятники раннегородской цивилизации второй половины III — начала II тыс. до н. э. свидетельствуют о сложении в этот период классового общества с характерным для него расслоением городской застройки по классовому признаку. До сих пор только на территории Туркмении раскопаны крупные поселения IX—VII вв. до н. э. с цитаделями, наличие которых говорит о складывающейся формации.
в Ашхабадской области была открыта раннегородская цивилизация Алтын-депе конца III тыс. до н. э. (эпохи бронзы) — современница древнего Вавилона и Ассирии — наиболее древнее городское поселение. Население Алтын-депе поддерживало культурные и торговые связи с древнеиндийскими городами знаменитой в древнем мире культуры Хараппы.
Строительная культура уже в этот период достигала довольно высокого уровня, и отдельные культовые, административные, дворцовые комплексы свидетельствуют о становлении архитектурной традиции.