Если заглянуть в современное руководство по эксплуатации, то там черным по белому будет написано, что начинать движение можно сразу же, ни о каком прогреве двигателя там речи не идет. Автопроизводители мотивируют это тем, что современные технологии и материалы творят чудеса. Но мастера и серьезные люди говорят, что прогревать нужно обязательно, так же, как раньше. Кто же прав?
Почему надо греть?
Чтобы понять, нужно попытаться хотя бы поверхностно вникнуть в суть. Двигатель внутреннего сгорания хоть и стал эффективнее за последние 50 лет, принципиально в нем ничего не поменялось: всё те же цилиндры, поршни, блок и "башка". Вся эффективность достигалась путем повышения степени сжатия и более точного смешения топлива с воздухом. Поэтому и проблемы у современных двигателей остались те же, что и раньше.
Кто учил сопромат и физику, тот знает, что алюминий нагревается быстрее чугуна, а поршни быстрее стенок цилиндров. А большая разница температур может привести к перекосам и заклиниваниям. Есть и другие нюансы вроде неразогретого и слишком густого и вязкого масла и так далее. Это всё понятно. Спросите у любого гаражного мастера и он вам в красках расскажет что к чему.
Гораздо интересней другой вопрос - почему же автопроизводители пишут в руководствах по эксплуатации, что ехать можно сразу, не грея? Неужели буржуйские инженеры не понимают элементарных вещей?
Почему говорят не греть?
Инженеры всё прекрасно понимают. Тут дело в другом. Автопроизводители очень сильно зажаты рамками экологов и политиков, которые только и говорят о том, что машины слишком грязны, слишком вредны, неэкологичны и так далее. Поэтому производители всеми правдами и неправдами (привет, Фольксваген!) стараются соответствовать нормам.
Тут надо опять хотя бы немного понимать что происходит, когда автомобиль работает. Все современные машины оснащены катализаторами - штуками для очистки выхлопных газов. Они дожигают остатки топлива, делая мир чище. Но проблема в том, что катализатор работает только при своей рабочей температуре, которая обычно лежит в диапазоне 400-800 градусов по Цельсию.
На холостых оборотах такая температура будет достигаться очень долго, если вообще достигнется, поэтому, пока машина прогревается, она коптит практически так же, как без катализатора, то есть наносит большой вред экологии.
Под нагрузкой же катализатор прогревается довольно быстро, поэтому в инструкциях и пишут, что надо начинать движение сразу, но без больших нагрузок, то есть на оборотах до 2000-2500 оборотах в минуту для бензиновых двигателей.
Проще говоря, производители намеренно жертвуют ресурсом ради экологии.
Как лучше?
Если же говорить о том, как делать лучше всего, то тут надо использовать правило золотой середины. Слишком долго греть на холостых оборотах машину не стоит. Во-первых, современные двигатели (особенно турбированные) в таком режиме прогреваются довольно долго, во-вторых, на прогрев до рабочей температуры уйдет много топлива, в-третьих, по закону стоять в жилой зоне со включенным мотором запрещено дольше пяти минут, да и потом можно просто подумать о том, что на площадках рядом с домами гуляют ваши же дети.
Но и ехать на холодную тоже не рекомендуется, потому как масло ещё слишком густое и в двигателе, и в коробке, и в трансмиссии. Хороший компромиссный вариант - это погреть машину пару минут на холостых (например, пока очищаешь её ото льда и снега), а потом трогаться и не спеша ехать на небольших оборотах. Если вы не выезжаете из двора на трассу, а тыркаетесь по пробкам, то это в данном случае даже на руку.
Некоторые греют на холостых до тех пор, пока стрелка температуры охлаждающей жидкости не стронется с места. Однако у многих современных машин вообще нет указателя температуры, поэтому при небольшом морозе (минус 10-15 градусов) эксперты рекомендуют постоять всего пару минут и, как я уже сказал, потихоньку ехать.