Галина Сартан, канд.психол.наук, owner «Katarsis Business Group»
Это стремление отдельных членов группы согласиться с мнением большинства членов группы, невзирая на собственное мнение, в большинстве случаев под действием группового давления (реального или воображаемого).
В 1956 году Соломон Эш применил термин «конформизм» и описал результаты своих экспериментов с подставной группой и наивным испытуемым. Группе из семи человек предложили участвовать в опыте по изучению восприятия длины отрезков. Необходимо было определить, какой из трех отрезков, нарисованных на плакате, соответствует эталонному. На первом этапе подставные испытуемые в одиночестве давали, как правило, верный ответ. На втором этапе группа собиралась вместе и члены группы давали ложный ответ, что было неизвестно наивному испытуемому. Своим категорическим мнением члены группы оказывали давление на мнение испытуемого. По данным Эша, 37% его испытуемых прислушались к мнению группы и проявили конформизм. Изучение эффекта конформизма весьма популярно в социальной психологии.
Выделяют несколько условий возникновения конформизма:
• тип личности: люди с заниженной самооценкой больше подвержены групповому давлению, нежели люди с завышенной самооценкой;
• численность группы: наибольшую степень конформизма люди проявляют тогда, когда сталкиваются с единодушным мнением трех и более человек;
• состав группы: конформность повышается, если, во-первых, группа состоит из экспертов, во-вторых, члены группы являются значительными людьми для человека, в-третьих, члены группы принадлежат к одной социальной среде;
• статус, авторитет: люди, имеющие наибольший статус, обладают и наибольшим влиянием, им легче оказывать давление, им чаще подчиняются;
• наличие союзника: если к человеку, отстаивающему свое мнение или сомневающемуся в единодушном мнении группы, присоединяется хотя бы один союзник, давший правильный ответ, то тенденция подчиняться давлению группы падает;
• публичный ответ: более высокий уровень конформизма люди показывают тогда, когда они должны выступить перед окружающими, а не тогда, когда они записывают свои ответы в свои тетради. Высказав мнение публично, люди, как правило, продолжают его придерживаться.
Степень конформизма возрастает, если задание сложное или испытуемый чувствует свою некомпетентность.
Д. Майерс называет три причины конформного поведения. Во-первых, настойчивое и упрямое поведение других людей может убедить человека в ошибочности его первоначального мнения. Во-вторых, член группы осознанно или неосознанно стремится избежать наказания, порицания, осуждения, остракизма со стороны группы за несогласие и непослушание. В-третьих, неопределенность ситуации и неясность информации способствуют ориентации человека на мнения других людей, они становятся определенными и ясными источниками информации.
Почему это важно в работе с группой?
Конформизм влияет на принятие групповых решений. Отсутствие конформизма в группе приводит к тому, что решения принимаются с большим трудом. Возникают споры, группа плохо управляема. Если споры переходят в личные оскорбления, это показатель, что у сотрудников преобладают амбиции и им важнее отстаивание собственного мнения, чем принятие лучших решений. В подобных ситуациях руководители часто отказываются от проведения собраний и переходят на управления лично каждым сотрудником. Все это приводит к перегруженности руководителя и потере контроля за работой коллектива в целом.
Чрезмерно выраженный конформизм приводит к ухудшению принятия решений, отсутствию инициативы и креативности в группе. Все начинают соглашаться со всем, что выносится на обсуждение. Часто такое происходит в случае, когда руководитель авторитарен и его мнение в большинстве случаев преобладает над другими предложениями. Через некоторое время сотрудники начинают понимать, что любые предложения бессмысленны, и проще согласиться со всем, что предлагается руководителем.
Например, руководитель департамента крупной компании жаловался, что его сотрудники безинициативны и не проявляют никакой активности при обсуждении рабочих вопросов. Но в курилках они могут бурно обсуждать все, что происходит в отделах и в компании в целом. Когда мы посетили совещание, то увидели, почему сотрудники так ведут себя при этом руководителе. Совещание началось в краткого опроса, все ли пришли. Если кого-то не было, то при всех руководитель начинал звонить своему секретарю и делать ей выговор, что она не проконтролировала присутствие сотрудников на совещании. Далее руководитель объявил вопросы, которые нужно решить. Спросил, все ли согласны с этими вопросами. На что получил общее молчаливое согласие, сопровождающееся кивками согласия. После этого руководитель 30 минут передавал сотрудникам то, как по его мнению, нужно решать эти вопросы. В конце совещания он спросил второй раз, все ли согласны с его решениями. Присутствующие второй раз подтвердили свое согласие кивками. На этом совещание было закончено.
В группе важно найти баланс в виде наличия умеренно выраженного конформизма. В этом случае споры возможны, но они приводят к выбору лучших решений по достижению поставленных целей. А также происходит согласование общих и личных целей сотрудников.
Для этого руководителям рекомендуется не начинать совещание с высказывания своего мнения. Начните с опроса сотрудников. Что они могут предложить по решению рабочих вопросов? Какое их мнение? Что можно добавить? Был ли у них опыт в подобных ситуациях? Какой?
Все эти вопросы помогут вам уменьшить конформизм и узнать мнения сотрудников по вопросам, для решения которых нужен «коллективный разум».
Зачем руководителю необходимо знание группового эффекта «Конформизма»?
Для того, чтобы вывести сотрудников из состояния полной подчиненности. Для командной работы необходима активная работа всех членов, соединение разных мнений, выбор лучших. Если вы позволите своим сотрудникам высказывать свое мнение, то увидите, что они стали более заинтересованно относиться к своей работе. Сотрудники начнут вовлекаться в дела подразделения, компании.
Существует общеизвестный психологический феномен – то, что люди создают самостоятельно, они не критикуют. То, что на людей опускается «сверху» в виде готового решения, вызывает сопротивление, люди начинают искать недостатки.