Найти тему
1520. Все о путешествиях

Дежурный по станции метро: зачем ему щипцы и как достают упавших людей

Оглавление
Дежурный по станции "Электросила" Петербургского метро Андрей Федоров
Дежурный по станции "Электросила" Петербургского метро Андрей Федоров

В чем заключается работа дежурного по станции метро, что происходит в метро по ночам, как поднимают с рельсов упавшие предметы и пассажиров, а также чем петербургский метрополитен отличается от московского.

На эти вопросы ответил дежурный по станции Петербургского метро «Электросила» Андрей Федоров. Целиком интервью с ним можно прочитать в блоге пресс-службы метрополитена, а мы приводим самые интересные выдержки.

Кто такой дежурный по станции

Главная задача – организация работы станции. Дежурный – руководитель смены. Он следит по мониторам и на обходах за происходящим на станции, у эскалаторов, за тем, как проходит посадка и высадка пассажиров, соблюдается ли график движения поездов, все ли оборудование в порядке, как проводится уборка и так далее. Если что-то не так, принимает решение по ситуации.

Станция метро "Электросила", где работает Андрей Федоров
Станция метро "Электросила", где работает Андрей Федоров

Например, если в вестибюле скопилось много людей, дает указание на ограничение входа на станцию или на запуск дополнительного эскалатора. В подчинении у дежурного по станции 7–10 человек.

Что делает дежурный по станции днем и ночью

Дежурство на станции осуществляется в две смены: дневная смена с 8 утра до 20 вечера и ночная с 20 до 8. Дежурный приходит чуть пораньше, переодевается в форму. Минут за 15 до начала смены проводит «планерку». Ровно в 8:00 поездной диспетчер дает приказ о приеме-сдаче дежурства на все станции линии.

Подготовка к ночной работе начинается в 23:00. После закрытия метро поезда без пассажиров, идут к месту постановки на ночной отстой. На станции они уже не останавливаются. Около часа ночи снимается напряжение с контактного рельса. Начинается, так называемое, ночное «окно».

Ночные работы в метро. Фото: пресс-служба Петербургского метрополитена
Ночные работы в метро. Фото: пресс-служба Петербургского метрополитена

В это время сотрудники других служб могут спускаться в тоннель для осмотра пути, для каких-то ремонтных работ. Хозяйственные поезда – мотовозы – доставляют грузы, материалы, оборудование. Дежурные по станции всей линии контролируют прохождение каждого хозяйственного поезда. Например, мне передают с «Парка Победы», что прошел мотовоз. Я объявляю: «В тоннеле будьте внимательны, по первому пути со станции «Парк Победы» на станцию «Фрунзенская» следует хозяйственный поезд».

А утром я по записям в специальном журнале проверяю, все ли вышли из тоннеля, закрываю двери постов тоннельной защиты, включаю специальные контрольные устройства, освещение на станции. В 5:25 докладываю поездному диспетчеру о готовности станции к открытию.

О закрытии станций

Самая распространенная нештатная ситуация – бесхозные предметы. Иногда на платформе, иногда в вагонах. По инструкции все бесхозные предметы до их осмотра специалистами рассматриваются как потенциально опасные. Мы же не можем уверенно сказать, что в закрытой сумке, вещи или взрывное устройство. Поэтому обязаны закрыть станцию, вывести пассажиров. Если такая сумка в вагоне – высадить людей из поезда.

Андрей Федоров. Фото: пресс-служба СПб метрополитена
Андрей Федоров. Фото: пресс-служба СПб метрополитена

Вызываем сотрудников службы транспортной безопасности, постового полицейского, докладываем поездному диспетчеру, объявляем по громкой связи о закрытии станции. Моя задача в такой ситуации как можно быстрее восстановить график работы станции. Как только забытый предмет осмотрен и становится ясно, что опасности он не представляет, станцию открывают.

О том, как спас девушку

Я тогда работал оператором поста централизации на «Московской». От поездного диспетчера поступила информация, что в прибывающем поезде девушка потеряла сознание. Когда поезд прибыл на станцию, я уже стоял на платформе. Девушку вынесли из вагона, я сориентировался, начал делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Мне помогал один из пассажиров. Был час-пик, вызванная карета скорой помощи подъехала примерно через 12 минут. К тому моменту девушка уже начала дышать. По словам врачей, мы спасли ей жизнь. Каждый сотрудник метро проходит медицинские курсы и каждый мог оказаться на моем месте. Я просто был обязан помочь, к тому же знал, как это сделать правильно.

О разнице метро Москвы и Петербурга

В Московском метрополитене у дежурных по эскалатору висит табличка «Справок не даем». В Петербургском метрополитене мы всегда подскажем пассажирам любую информацию и любую ситуацию решим. Культура обслуживания и общения с пассажирами – это тоже одна из наших задач. Человек купил жетон или пополнил карту, спустился на платформу. И мы – сотрудники метрополитена – должны обеспечить ему не только услугу по перевозке и безопасность, но и комфорт. В Москве, думаю, справок не дают, только потому, что намного больший пассажиропоток.

О постоянных пассажирах

Постоянные пассажиры есть, даже те, кто по утрам здоровается. Привыкаешь, что пассажир приходит в одно и то же время. Бывает даже, если его несколько дней не видишь, начинаешь думать: «Может, что-то случилось? Все ли с ним хорошо?»

Андрей Федоров. Фото: пресс-служба СПб метрополитена
Андрей Федоров. Фото: пресс-служба СПб метрополитена

Цветы, признания, поцелуи – все это бывает. Но однажды я был на обходе и вижу – девушка в слезах. Подошел узнать, в чем дело, не нужна ли помощь. Личные трагедии тоже случаются, просто по-человечески поддержал ее тогда. Но радостных моментов, конечно, больше.

Об упавших вещах

Если что-то упало на пути, нужно обратиться к любому сотруднику, он сообщит дежурному по станции. Предметы с путей достают с помощью специальных изолирующих клещей. Если есть возможность помочь сразу, дежурный по станции запросит у диспетчера линии разрешение, возьмет изолирующие клещи и, стоя на платформе, достанет упавшую вещь. Предварительно диспетчер предупредит машиниста прибывающего состава, чтобы тот был внимателен при въезде на станцию.

Бывает, что телефон при падении развалился на части, упала пластиковая карта, кольцо. Поднять такие мелкие предметы клещами трудно. А если вещь попала под контактный рельс, ее с платформы тоже не достанешь. В таких случаях мы записываем контактные данные пассажира, делаем запись в журнале, и работники ночной смены достают вещь после снятия напряжения с контактного рельса.

Во время Чемпионата мира по футболу была ситуация, когда по пути в аэропорт пассажир уронил паспорт болельщика, без которого попасть на следующий матч в другом городе он бы не смог. Дежурный по станции в таких случаях запрашивает у диспетчера разрешение на вызов аварийной службы пути и на кратковременную остановку движения поездов на участке. Аварийная бригада приезжает на станцию, поездной диспетчер задерживает поезд на предыдущей станции, а дежурный по станции допускает работников на путь и те достают упавшие вещи. Но такие ситуации, скорее, исключение из правил.

О падении пассажиров

Если пассажир упал, у него есть два варианта. Первый: если он оказался на путях ближе месту остановки первого вагона и состава при этом еще не видно, нужно забежать за линию остановки первого вагона. Она отмечена специальной черно-белой рейкой. И бежать, придерживаясь правой стороны, там нет контактного рельса.

-6

Второй: лечь в лоток – специальное углубление между рельсами – лицом вниз и головой навстречу составу. Отбросить сумку назад, зажать одежду, чтобы потоки ветра ее не подхватили, и ждать. Проедет поезд, и пассажира выведут на платформу.

Главное не паниковать и не пытаться залезть на платформу, опираясь ногой на контактный рельс. Он покрыт защитным кожухом и его хочется использовать в качестве ступеньки, но это ошибка. А электричество ошибок не прощает.

Действия окружающих очень простые: подсказать пассажиру то, что я только что рассказал. Подать машинисту специальный сигнал экстренной остановки – круговое движение рукой – и обязательно сообщить о падении дежурному по станции.

Дежурный, увидев по камерам, что пассажир упал на пути, доложит об этом поездному диспетчеру и подаст заявку на снятие напряжения с контактного рельса, нажмет кнопку экстренного перекрытия входного светофора. Если дежурный по станции в момент падения пассажира находится на платформе, то остановить прибывающий поезд он может с помощью специального переносного пульта.

Станция метро "Электросила"
Станция метро "Электросила"

В течение года начальник станции обязательно проводит с каждым дежурным по станции тренировочные занятия по действиям в экстренных ситуациях в том числе таких, как падение человека на путь.

О сотрудниках метро Петербурга

У нас работают особенные люди, очень доброжелательные. Знаете, мне хорошо запомнился 2015 год. Я только устроился на работу. Метрополитену исполнялось 60 лет. Всех сотрудников линии поздравил главный диспетчер, он тогда даже стихотворение прочитал. Помню, как наша смена поздравляла друг друга, как это было трогательно. Я очень рад, что работаю с такими специалистами и профессионалами. Я даже могу сказать, что Петербургский метрополитен для меня – это второй дом, а наша смена – вторая семья.