7,2K подписчиков

ИЖ Планета 5 на литье (7.107)

26K прочитали
ИЖ Планета 5 (7.107-015)
ИЖ Планета 5 (7.107-015)

Сегодня многие любители совмото утверждают, что Юпитеры и Планеты были настолько хороши, что и менять ничего не следовало. Но 30 лет назад люди всё ещё покупали новые отечественные мотоциклы в качестве основного транспорта, поэтому требования были другими. Привожу цитату из статьи В. Тарасова "Три сезона на ИЖ Планета 4" (За Рулём 11/1989):

Многие мотолюбители хотели бы задать вопрос: когда наконец мы избавимся от спиц, когда будут хорошие обтекатели в комплекте с мотоциклом, пятая передача, когда будут новые амортизаторы? И таких «когда» — десятки.

Эксплуатация конструктива, родившегося в довоенной Германии и пережившего несколько серьезных и не очень модификаций, должна была рано или поздно закончиться. Перестройка, при всех её негативных или спорных аспектах, запустила дремлющие процессы - плохие и хорошие, кого-то ввела в отчаяние, а кому-то дала кратковременную надежду и развязала руки.

Эта участь не миновала и застоявшийся Ижмаш. Вдруг стало понятно, что с продукцией основного завода СССР нужно что-то делать, а компетенций на это уже не хватает. Было принято решение о покупке лицензии. Партнёром выбрали компанию Yamaha (не напоминает о печальной истории про последнюю Паннонию?). Таким образом, в распоряжении ижевцев оказались двигатель, вилка и литые колёса мотоцикла 1982 года Yamaha XT550, на базе которых предполагалось создать совершенно новую модель.

Подтверждение того, что ИЖ Планета 7.107-015 реально продавалась
Подтверждение того, что ИЖ Планета 7.107-015 реально продавалась

К 1990 году СССР уже трясло в предсмертной лихорадке, а нового мотоцикла всё не было. КБ завязло в разработке, пытаясь упростить японскую технику и приспособить ее к советским реалиям, и констатировало задержку по освоению двигателю до 1992 года. В смуте тех дней затея с лицензией уже не казалась такой насущной, со всех сторон сыпалась обычная для нашей страны критика в духе "и кому нужен столь сложный мотоцикл?". Чтобы хотя бы частично оправдать лицензионные траты, завод выдаёт компромиссное решение, и обычные Планеты получают прогрессивную пневмогидравлическую вилку, литые колёса и дисковый тормоз переднего колеса.

Цитирую ЗаРулём 10/1990:

Освоение двигателя типа «Ямаха-Икс-Т-550» возможно не ранее 1992 года, хотя назывались и более оптимистические сроки. А выпуск вилки, колес и тормозов, к радости мотоциклистов, уже начат. Естественно, что их конструкция подверглась изменениям, чтобы сделать возможной установку на уже выпускающуюся модель «ИЖ-Планета-5». По мере освоения производства новыми узлами будут оснащаться и «юпитеры», а затем и «ИЖ-Орион».

"Ориона" не случилось, но Планета-5 действительно получила 3 новые модификации:

  • 7.107-014 - только литые диски; цена - 1085р.
  • 7.107-015 - литые диски, вилка, дисковый тормоз; цена - 1150р.
  • 7.107-016 - только вилка; цена - 1060р.

Yamaha XT550

Yamaha XT550 - узнаваемый мотоцикл с характерной формой бака.
Yamaha XT550 - узнаваемый мотоцикл с характерной формой бака.

Интересный мотоцикл был выбран ижевцами для воспроизводства - Чемпион Европы 82 года (под управлением Эдди Хау). Его одноцилиндровый четырехклаппанный двигатель объёмом 559см2 развивал 38 л.с. и 41 Нм, спокойно разгоняя машину двойного-назначения до 156 км/ч!

Одноцилиндровый четырёхклапанный двигатель Yamaha XT550
Одноцилиндровый четырёхклапанный двигатель Yamaha XT550